Сибирские огни, 1928, № 3

КАЛИБРЫ ИОГАНСЕНА И ДОЛЛАРЫ ФОРДА. Для выработки абсолютно одинаковых авточастей необходима и абсолютная точность. Форд требует точности, способной в некоторых случаях доходить до одной десятитысячной дюйма (0.0001), а для многих работ не менее одной тысяч- ной. Чтобы достигнуть точности, Форду пришлось обратиться, как он говорит, «к единственному человеку во всем мире, сделавшему точность исключительным об'ектом своей деятельности»- -к Карлу Е. Иогансену. Калибры Иогансена повсеместно считаются наиболее точными инструментами из всех существующих. Это прямоугольные части из инструментальной стали, за каленной, выверенной и отшлифованной. Их поверхности абсолютно плоски и па- раллельны. Эти поверхности обладают необычайными свойствами: если их потереть об ладонь и приложить одну к другой, они слипаются с силой, равной 33 атмосфе- рам. До 1923 года такие приборы строились их изобретателем К. Иогансеном. Форд купил Иогансена со всеми его потрохами и теперь на всех вырабаты ваемых калибрах стоит марка: Форд-Иогансен. Человек с долларами ставит себя на первое место, человек с хорошими мозгами отходит на второй план. Иогансен— акционер фордовской компании, но занимает в ней ничтожный удельный вес. ЗАВОД «ЛИНКОЛЬН». Завод «Линкольн» до 1922 года существовал самостоятельно. К этому време- ни Форд реши.г выпускать, кроме дешевеньких машин, и дорогие, более высокого качества. По своим качествам автомобиль Линкольн считался и считается лучшим. Форд избрал жертвой именно этот завод и купил его. Территория завода занимает 29 десятин. Годовой выпуск продукции—около 9.000 штук. Стоимость автомобилей от 4.500 до 7.500 долларов. На изготовление идут лучшие материалы, испытанные точнейшими инстру- ментами. Каждая деталь проходит целую серию инспекций. Рессоры, например, испытываются под постоянно возрастающей нагрузкой, при чем предел нагрузки берется гораздо больший, чем требуется в условиях дорог; затем они испытывают- ся под внезапной нагрузкой и также в более трудных, чем необходимо, условиях передвижения автомобиля. СЕЛЬСКО ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ФЕРМА. Сельско-хоз. опытная ферма расположена за городом, в местечке Дирборне, там же, где находится инженерная лаборатория. Земельные участки для работы с трактором по своей ничтожной величинетш ь коем случае не удовлетворяют своему назначению. Вместо демонстрации всех видов прицепных машин и орудий для тракторов, администрация Форда почему-то ограничилась тракторной вспашкой и боронова- нием. Наши инструктора, работавшие по 3-4 дня, смогли поработать лишь на этих двух операциях сельско-хозяйственных работ. Никаких новых сельско-хозяйственных машин на ферме не имеется. Суще- ствующие старые машины хранятся под открытым небом и стоят по колена в во- де. Таким же образом хранятся и тракторы. При таких условиях показа способов эксплоатации тракторов ферма теряет всякий смысл. ЛОМОВЫЕ СТУДЕНТЫ. На заводах Форда работает много студентов всяческих национальностей. Ко- го только тут нет: китайцы, японцы, индусы, мексиканцы, чехи, поляки, немцы и др.—полный интернационал. Работа этих студентов протекает в самых невыгодных условиях. Каждый форман норовит использовать студента для перевозки и переноски тяжестей. Прав- да, их через 1-2 месяца работы переводят из одного цеха в другой, но всюду одна и та же неблагодерная работа. Специализация в таких условиях получается доволь- но неопределенного типа. Трудовой режим к студентам применяется на все сто процентов, такой же, какой существует и для всех рабочих. ЧЕЛОВЕК У ФОРДА. Человеческая жизнь в фордовских условиях представляет из себя нулевую ценность. Уважение и помощь износившемуся на работе рабочему заменены здесь автоматическим безоговорочным выбрасыванием износившегося человека из произ- водства. Как негодный выжатый лимон, вышвыривается рабочий, отработавший свое.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2