Сибирские огни, 1928, № 3

На этой сделке с правительством Форд приобрел изрядный капиталец. Но ему мало долларов, ему нужна некоторая доля капитальца и политического. И он воспользовался случаем. Его администрация сыграла роль живой рекламы. Осно- вываясь на том, что военные суда переделываются на тракторы, она начала про- славление Форда, как великого пацифиста: — Генри Форд—первый человек, осуществивший лозунг «перековать мечи на плуги!». Вывод из коммерческой сделки совершенно неожиданный. Можно возразить на него, что, мол, дескать, никакого здесь миротворчества не имеется и, вместо перелитых на тракторы (и уже устарелых) судов, будут построены новые, более усовершенствованные. Но тогда Фордовы рекламисты, ничто же сумняшеся, отказавшись от рас- краски Форда в миротворческие цвета, изобразят этого миллиардера, как велико- го скорбника о рабочих нуждах: — Покупкой судов достоуважаемый мистер Форд дал возможность тысячам рабочих не лишиться заработка, т. к. заводы получат новые заказы от прави- тельства... И вот этакие же веские доводы своего «попечительства» о рабочих господин Форд не постеснялся выставить и сам в изданной им книжке «Сегодня и завтра». ФАБРИКА РАБОЧИХ РУК. Форд имеет в своем заводском аппарате школу для подростков. В своих кни- гах («Моя жизнь и мои достижения», «Сегодня и завтра») Форд раскрашивает эту школу в самые приятные и привлекающие взор цвета. По его мнению, школа все- сторонне развивает, обеспечивает ребят, «учит жизни» и т. д. Это—величайшее лицемерие. Больший практицизм в постановке школьного дела, больший утилитаризм, чем в школе Форда, трудно себе представить. Его ос- новные стремления отчетливо и совершенно понятно лезут изо всех школьных ще- лей: он прежде всего и почти исключительно озабочен тем, чтобы создать для сеоя кадр квалифицированных инструментальщиков, воспитать их с малых лет так, что- бы они из фордовых сетей даже не думали выбраться. Когда школа была открыта, в нее принимали сначала только круглых сирот, сирот, лишившихся отца, тех, кого мы называем беспризорными, вообще тех, кому деваться некуда, тех, на которых можно надеть крепкую фордовскую узду навсе- гда, закабалить. Когда Форд убедился в надежности применяемых им методов об- работки детских голов, он расширил круг учащихся. Основные занятия в школе—работа на станках в производстве (одна неделя— в школе, две—в мастерской). Зарплата подростков очень низкая—в среднем два дол- лара в день. — О социальном и моральном здоровьи мальчиков неуклонно заботятся, говорит сам Форд в одной из своих книг. Расшифруем эту фразу. Как это Форд заботится о мальчиках? Основное во всей системе образования американской школы—нивеллирующее, уравнивающее начало, «стрижка под гребенку» разных степеней одаренности. Это приводит к систематическому, нередко резкому подавлению национальных и рассовых особен ностей в молодых поколениях эмигрантов. — «Америка для американцев».—Уравнивай всех, стриги под американскую патриотическую гребенку... Происходит процесс умственного, духовного обезличения, уравнивания -£сех под один шаблон, насильственного слияния разнородного и разноценного. В общем котле изготовляется одно общее блюдо из самых разнообразных элементов. Приправляется соусом практицизма. Потом это кушанье подносится все- му миру, как идеал культуры. Эта кухня построена для американских требований хорошо. Она прекрасно выпекает подрумяненных «средних людей». Типичный американец—именно средний человек. Достаточно обстриженный. Достаточно уравненный. Уравновешенный. Узкий. Деловой человек,—bussiman... Американскому «королю доллару» вовсе невыгодно воспитывать таких лю- дей, у которых может быть «брожение умов». Он постарается сделать такого че- ловека, который с величайшей неохотой изберет собственный путь или восстанет (хотя бы против какого-нибудь предрассудка), который ни за что не отважится высказать крайнее мнение. Такова и фордовская школа. С той только разницей, что в ней дух практи- цизма еще сильнее. Она готовит квалифицированного рабочего, преданного хозя- ину, и узко-ограниченного и послушного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2