Сибирские огни, 1928, № 3
Особый кадр тракторных «лекарей» дефект исправляет или ремонтом какой- либо детали или заменой сломанной части новой. Работа требует знания устрой- ства трактора и процессов его работы. В силу этого здесь работают рабочие, достаточно сведущие в конструкции тракторов. По выходе из помещения сборочного департамента, тракторы уже на улице подвергаются два раза инспекторскому осмотру. В случае дефектов, недосмотрен- ных при заводке, тракторы направляются обратно в дефектный отдел для испра- вления. Незабракованные машины идут на железнодорожную платформу, где их грузят в вагоны. Тракторы, предназначенные к продаже в Соединенных Штатах, грузятся без упаковки. Экспортные упаковываются в ящики (в один ящик один трактор). По мере заполнения вагонов, груженые железнодорожные составы ухо- дят, и на их место приходят новые порожние вагоны. Погрузка экспортных упа- кованных тракторов производится при помощи крана. СКЛАД ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ. Склад, как центральная база всех деталей, из которой производится распро- странение их по всем странам,—в таком виде склад мог бы дать ценные сведения о способах хранения запасных частей, об образцовой складской отчетности. Вместо такого склада оказалось небольшое помещеньице с несколькими деревянными шкафами, на полках которых хранятся запасные части. В шкафах ле- жат лишь мелкие части: болты, шайбы, гайки, прокладки и т. п. Крупные детали при исполнении заказов привозятся на тачках либо со сборочного конвейера, либо из механического цеха. При таких условиях работа в складе свелась к подтаскиванию или подвозке деталей. Терпеливые по натуре русские студенты, на третий день «изучения» склад- ского дела не выдержали и заявили, что в смысле обучения искусству грузчика у нас, в России, есть свои возможности, хотя бы, например, на Волге, и что для та- кой «науки» не обязательно ездить на заводы Форда. Эти доводы, в силу своей бесспорности, подействовали, и вьючная часть обу- чения была отменена. Вообще низшая администрация Форда (формана) проявляла слишком боль- шое рвение в попытках использовать советских студентов, как живых двигателей. Еще в сборочном цехе один из них получил «ответственнейшее» задание—взять тачку и везти ее за форманом. Не зная подоплеки поручения, он покорно после- довал за мастером. В том месте, где лежат забракованные моторы, форман взвалил на тачку мотор и жестом указал направление. Случайно мимо проходил учитель из школы Форда, обслуживающий русских студентов. Тракторист поинтересовался разузнать, входит ли в программу обучения перевозка тяжестей. — Не входит,—ответил он. Студент с американской быстротой скинул мотор с тележки и отправился заниматься более рациональной работой. Форман позеленел от злости. В его прак- тике это был первый случай неповиновения подчиненного. Рабочие у конвейра, наблюдавшие всю любопытную сцену, довольно улыб- нулись при виде такого умаления престижа одного из всесильных форманов. Учитель, мистер Шоу, прочитал форману наставление. Как потом выясни- лось, он вполне резонно заявил рвачу, что студенты не для того проехали треть земного шара, чтобы возить тачки. ТРАКТОРНЫЙ ГАРАЖ В РИВЕР-РУЖ. Дальнейшая работа проходила в тракторном гараже завода в г. Фордзоне. Работать пришлось в вечернюю смену, с 3 часов 40 минут вечера до 12 часов ночи. Вся неделя была использована на ремонт тракторов промышленного типа на резиновом ходу, исполняющих на заводе транспортную работу. Оборудование гаража ничем не отличается от самого захудалого гаража для автомобилей в наших условиях. Если не считать передвижных под'емных кранов, так гараж выполняет лишь роль крытого помещения. Никаких станков для ремон- та. Даже тисков под руками нет. Есть тиски только в уголке помещения. Укром- ность месторасположения и состояние тисков ясно показывали, что ими не поль- зуются. Весь ремонт сводится к простой замене одной части другой. На этом работа на фордзоновском заводе закончилась, и студенты переехали для работ на второй завод Форда в Детройте—«Хайланд-Парк». Он расположен на противоположном конце города. Заводская территория равна 106 десятинам. Ра- бочих в производстве 55.000 человек. В эту цифру входит 800 служащих. Основные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2