Сибирские огни, 1928, № 3
выработки каждого рабочего в отдельности. Стержни, прежде, чем попасть к дру гому станку, идя ка желобы, в силу своей тяжести, отталкивают стоящий на пути конец рычажка счетчика. Инспекция (проверка) обработанных колец производится с большой тща- тельностью. Имеются специальные точные приборы, применяемые только ДЛ4 поршневых колец. Для окончательной инспекции перед промасливанием и упаков кой у колец проверяются: конус, правильность прилегания кольца к стенкам ци- линдра, упругость и эластичность. ДЕПАРТАМЕНТ, КАК ОН ЕСТЬ. Департамент по изготовлению колец работает в три смены (круглые сутки) и вырабатывает за это время 200.000 автомобильных колец. Большинство стальных изделий штампуется на заводе «Хаиланд-Парк», от- куда по железной дороге детали передаются на завод в город Фордзон для меха нической обработки. В отличие от чугунных деталей, все остальные части подвергаются терми ческой обработке в печах. Печи в большинстве своем электрические. Температура в печах регулируется специальными электрическими приборами. Эти же приборы производят графические записи температуры кривой линией на графленой в кле точку бумаге. Детали поступают в печи и проходят через них по конвейеру. Бла годаря этому весь обслуживающий персонал состоит всего из 2-х человек: один— при входе детали в печь, другой—при выпуске из печи. У большинства печей ра ботают негры, мирящиеся со всякой работой. А у печей приходится работать в сильной жаре. После термической обработки каждая деталь испытывается прессом Бри- ьеля на твердость. Материалы, выходящие за пределы норм твердости, бракуются и поступают в переливку. Станки по обработке штампованных изделий также автоматические, не тре- буют от рабочих квалификации, а потому на одного рабочего приходится 2-3 стан- ка. Многошпиндельные сверлильные станки почти не употребляются. Из имеющих- ся 2-3 шпиндельных станков многие по информации работников завода, были ку- плены Фордом у других фирм на слом. В наших условиях такие станки тоже вы- брасываются из производства и заменяются новыми. Форд с первого же дня при бытия станков на завод поставил их в департамент, где они и работали. Когда смотришь на такие станки, жалко их, бедненьких, становится: сверло при холостом ходе треплется из стороны в сторону (по выражению фордовских рабочих, как «овечий хвост»). Уничтожение посторонних движений сверла достигается тем, что каждая деталь укрепляется на специальном кондукторе—приспособлении, в котором име- ются отверстия того же диаметра, что и у сверл. Последние, входя в соприкосно- вение с деталью, могут производить лишь вращательное движение в пределах от- верстия кондуктора и потому дают требуемую точность обработки. Если какой- либо станок дает неточность в работе, установку производят специальные монте- ры. Работающий на станке выполнять такую работу не обязан, что лишний раз подчеркивает ненужность особой квалификации в работе. По откровенным заявлениям наших русских фордовских рабочих, уехавших из России 12-15 лет тому назад, квалификация, требуемая для работы на станках, настолько низка, что «любая корова, если бы имела руки, справилась бы с этой работой». Исключение из этого правила—работа на станках по обработке колен- чатого вала. Здесь требуется большой навык в работе, так как точность обработки коленчатого вала колеблется в пределах нескольких десятитысячных дюйма. Во всех отделениях по механической обработке поддерживается чистота. Полы метутся более, чем часто, и более, чем нужно. Рабочий метет иногда совер шенно чистый пол. Об'ясняется это тем, что метельщик-рабочий должен мести 8 часов, независимо от того, есть ли что выметать или нет, иначе ему не будет вы плачена заработная плата. СБОРОЧНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ. Обработанные детали вешают на воздушный питательный конвейер, кото рый тянет их в сборочный департамент. Часть их идет в одиночку, большинство же предварительно подвергается сборке по несколько деталей. Непосредственно в производственных цехах производится сборка рычага коробки скоростей, возду- хочистителя, стойки рулевого управления, муфты сцепления :t передних осей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2