Сибирские огни, 1928, № 3

Выехали навстречу сами Далай-хан, Цевен-Гун, Молом-Да-лама со свитой чиновников и лам. Все были одеты в официальные одежды и шапки. Взаимно обменявшись торжественными почестями и приветствиями манч- журо-монгольского церемониала, все двинулись совместно в монастырь, по дороге вели ознакомительные, малосодержательные разговоры. Проехали к Далай-хану во внутренний двор; им предоставили новый домик. В честь их приезда и первого знакомства был приготовлен специальный стол для пиршества, за который их и пригласили. Начался обильный обед и выпивка; беспрестанно пили за радостную встре- чу и знакомство, в результате все изрядно захмелели. Во время пиршества Хас- батор не забывал про свои дела, которые в разговорах неустанно раз'яснял. Пир затянулся до поздней ночи, и только в час зайца закончился он. XVI. На следующий день утром на собрании по обсуждению разных дел Цевен- Гун высказал следующее пожелание: — Рядом с нами находится второй аймак дербетов Унюнь-Дзорикту-хана, хорошо бы было, если бы из вас кто-нибудь туда с'ездил и раз'яснил им подробно всю суть дела, выяснил их настроения и намерения. Нам крайне важно устано- вить единство действий. Если из вас кто-нибудь пожелает ехать, то и мы послали бы с вами своего надежного человека с соответствующим дружеским письмом. Первым из всех вызвался Адна. Хас-батор, обсудив совместно с присут- ствующими, решил послать Адну. В тот же день Адна в сопровождении ламы поскакал к Дзорикту-хану, а Хас-батор с товарищами поехали обратно. Цевен-Гун, Молом-Да-лама с неболь- шой свитой поехали проводить гостей до Малого монастыря—туда, где остались Абмад с Намсараем. Абмад с Намсараем для встречи гостей выстроили почетный караул с раз- вернутыми знаменами. Цевен-Гун с спутниками почтительно привесили к знаменам хадаки, отдавая соответствующие почести. Потом прошли в юрту Абмада и Намсарая. Обменявшись с ними взаимными приветствиями, Цевен-Гун поднес им в знак дружбы подарки—хадаки и по шкурке лисицы. Приехавших угощали мясом и чаем. Потом все отправились к Хас-батору, который жил у лам в монастыре. Все гости переночевали и только на следующий день вернулись домой. Через несколько дней под вечер прискакал и Адна. Обменявшись с товари- щами приветствиями, он сразу же начал рассказывать о поездке. Говорил, что вначале к ним Дзорикту-хан отнесся с недоверием, потом, когда в беседе убедился в их цели приезда, сказал, что его брат харлак 1 ) Айурдзан-Бейсе находится пра- вителем округа в г. Кобдо, который через несколько дней надеется получить от- пуск по болезни и вернуться сюда в свои кочевья. По его приезде, обсудив во- прос совместно, они и дадут решительный ответ. Вместе с Адна приехал и чиновник от Дзорикту-хана передать приветствен- ные хадаки Хас-батору с товарищами. Вскоре приехали монголы, привезшие двух русских. На обратном пути Адна на дороге встретил двух русских, которых и задержал. При встрече они сказали Адна, что они торговцы и живут в Улангоме. Больше он их не расспрашивал. Подробными допросами задержанных русских занялись Церенов и Нацак. Задержанные рассказали, что их этой весной мобилизовал атаман Казанцев. Теперь они ездили домой к семьям в Улангом в отпуск и возвращались обратно. По дороге они встретились с Адна, который и задержал их. Дальше они рассказывали, что в Улясутае находится русский отряд атамана Казанцева и монгольский отряд в несколько сот человек под командой Хатан- Батор-Вана. В г. Кобдо стоит Кайгородов с 300-ми человек и приготовляется итти на Кош-Агач. Казанцев с отрядом предполагал итти на Урянхай. Какие теперь ре- шения принимаются—они не знают. Об отряде Кайгородова они говорили, что вооружение у них—одна пушка, два пулемета Максима и один пулемет Шош. Начальник штаба Кайгородова Со- кольницкий ездил в Ургу за снарядами для пушки, но привезенные 300 снарядов оказались негодными, так что пушка не опасна. Все показания они давали охотно. Записав их показания, послали со сведениями курьера к Байкалову, а задержан- ных пока сдали под охрану. В один из следующих дней приехал к ним с донесениями и письмом про- живающий около оз. Ачит-Нур Дзорокту-Хановский Цаган-Нохой-Дзанги, кото 1) Так называют бывших лам «расстриг », вернувшихся в мирскую жизнь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2