Сибирские огни, 1928, № 3

цем Мадацуем. Он нескольких монгольских сановников, составлявших правитель- ство, подкупил, а выработанное Чен-И положение аннулировал. Ввел в Ургу допол- нительно несколько тысяч китайских войск, захватив силой власть над Монголией. Монгольских князей и Богдо-хана принудил добровольно отказаться от автономии и присоединиться безоговорочно к Китаю и распустить монгольское правительство. Сюй-Ши-Чан учредил центральное управление по делам северо-западного края, т.-е. всей внешней Монголии. Бывших членов монгольского правительства за из мену своему народу китайское правительство наградило чинами и деньгами больше, чем они имели от монгольского Богдо-хана Джибдун-Дамба. Подкупом монголь- ских князей он старался обмануть монгольский народ. Всюду вывесил об'явления с прекрасными словами: О распространении и укреплении желтой веры, Об увеличении народонаселения Монголии, Об улучшении торговли, О поднятии скотоводства и коневодства, Об улучшении пород скота, Об общем поднятии благосостояния края, О создании доходного земледелия. Для финансового закабаления Сюй-Ши-Чан образовал Краевой Монголь- ский банк, выпустил бумажные деньги с красным слоном, которыми и расплачи- вался с чиновниками и солдатами. Для создания основных фондов банка они ре шили продать внешнему капиталу разработку горных богатств, реального же у них ничего не было. В действительности—повезли в Ургу целыми партиями ки- тайских проституток, открыли притоны, куда искусно завлекали монголов и где развращали их, тем самым способствуя вырождению и ассимиляции монгольского народа. Всемонгольского учителя Богдо они арестовали и держали у себя в уп- равлении. Воспретили совершать великие хуралы (молебствия) в Гандане 1 ), сжигать Сор и Догджуры 2 ) , тем самым нанесли великие оскорбления желтой вере. Для про- свещения монгольских чиновников и служилых людей открыли школу, в которой преподавали китайскую историю, язык и грамотность. Всех успевающих по китай- ской грамотности награждали всякими поощрениями. Все меры принимали к тому, чтобы вытеснить нашу национальную культуру и грамотность. О поднятии благо- состояния страны и улучшении скотоводства вели бесконечные разговоры и соби- рали сведения, реального же абсолютно ничего не делалось. Открыли китайский театр с притонами и пьянством, который способствовал разврату князей. Всем им вскружили головы фальшивым блеском, развратом и деньгами. XI. — Сюй-Ши-Чан, будучи японофилом, являлся членом партии Ан-фу. Как только их партия оказалась оттесненной от власти, Сюй-Ши-Чан был вынужден бросить свое войско и чиновников, а сам бежать. Сообщники Сюй-Ши-Чана, мон- гольские сановники, остались с пустыми руками. Попробовали обратиться за по- мощью к японцам, рассчитывали получить выгоду, чины и поддержку, но из этого у них ничего не вышлэ. Некоторые из них пробовали вести переговоры с новым правительством в Пекине, на основе выработанного положения Чен-И. Но Пекин не обращал на них внимания, основываясь на том, что монголы сами добровольно отказались от автономии и присоединились к Китаю. Потеряв голову, поняв свои ошибки, князья не знали, что делать. В это время из глубин угнетенного народа вышли новые герои, настоящие борцы за национальное самосохранение монголь- ского народа, начали невиданную до тех пор для Монголии великую борьбу. Основали они ядро народно-революционной партии, это были: Сю... Бо... Да... Че... Ло... :: ) и др. несколько человек, которые на тайном совещании решили обра- титься к общемонгольскому учителю Богдо-Гегену. Они изложили ему свои планы, которые он одобрил. Не боясь арестов, потерь, голода и холода и прочих лишений, эти герои тайно отправились в Советскую Россию. Там они просили о помощи от- имени монгольского трудового народа, рассказывали о его многовековом угнетении чужеземцами и безвыходном положении. Тогда, выслушав их просьбы, им отве- тили: 1) Главная часть монастыря в Урге. 2) Сор, Догджур—называются разные фигуры, приготовляемые ламами для богуслужений из жареной муки для вовлечения в них разных злых духов, болезней, несчастий и т , д , , которые по окончании молеб- ен вий торжественно сжигаются на кострах. 3) 1—Сюх у - Ба т ор, 2—Бодо. 3—Данзан, 4—Чейбалсан, 5—Лосол.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2