Сибирские огни, 1928, № 3

— Посланы от монастыря старшими ламами вас приветствовать с благо- получным прибытием, справиться о вашем здоровьи и сообщить вам, что завтра будет общее ламское собрание, на которое будут ожидать и вашего прибытия. Окончив официальные разговоры, немного побеседовав на мелочные темы, ламы ушли. После ухода лам Абмад вышел на двор подышать свежим воздухом. Осве- жившись, вернулся в юрту и вскоре лег спать. X. На следующий день перед полднем вернулся спутник Абмада, с которым он и отправился на ламское собрание. Двор, где было собрание, находился в запад- ной части монастыря; при входе во двор слева стояла большая юрта с красной отделкой по краям крыши. Это был двор одного из монастырских казначейств «Джуд». В юрте справа впереди стояла красивая божница с бурханами. Прямо от входа, впереди, стояло три почетных мягких сидения—тюшильге, с мягкими спин- ками, покрытые красным шелком, затканным золотыми рисунками. На верхнем си- дении был полный лама с цветущим лицом, сохранившим мелкие следы когда-то перенесенной оспы, одет он был в короткий бордовый халат из тибетского сукна, с рукавами без обшлагов, на ногах у него были надеты китайские плисовые сапо- ги. Это был «Молом-Да-лама» 1 ). Пониже сидели, скученно перемешавшись, ламы и чиновники. С правой стороны сидело трое пожилых лам—это были монастырские доктора. Войдя в юрту, Абмад со всеми важными лицами начал обмениваться обыч- ными взаимными приветствиями. Окончив приветствия, он сел справа пониже трех докторов. Подали чай и яства. Исполнив приличие чаепития, Абмад достал из-за пазухи письма и прочее и передал Да-ламе. Потом начал излагать суть монгольского на- родно-революционного движения в следующем порядке: — Как известно, мы, северные внешние монголы, лет десять тому назад 2 ), пользуясь моментом китайской революции, во времена свержения манчжурского императора и халхасские—Хандадорджи, Церенчимид, Хайсон и князья,—заручив- шись поддержкой русско-царского правительства, освободились от манчжуро- китайского ига, провозгласили независимым Монгольское государство, тем самым положили начало монгольскому возрождению. На Кяхтинском тройственном русско-китайско-монгольском совещании было подписано тройственное соглашение о предоставлении ограниченной автономии только Северной внешней Монголии. Таким образом, власть над Монголией получили монгольские князья. Получив власть, князья не занялись делом укрепления государства, возрождением народа, поднятием народного хозяйства, просвещением народа и распространением наук и знаний, а оказались более хищными, чем даже манчжуро-китайцы. При их хозяй- ничании налоги и всякие повинности неимоверно увеличились. Сами князья, вместо государственного строительства, занимались пьянством и развратом, частыми сме - нами жен, покупкой дорогих заграничных карет, породистых лошадей, собак, изящных ружей, наделали большие долги, которых не были в состоянии оплатить сами, а потому личные долги разлагали на аймаки и хошуны в порядке податей и тем самым разоряли монгольский народ. Все свои безобразия ложно прикрывали ссылками на указы Богдо-хана. Цепляясь за власть и личные выгоды в течение не скольких лет держали государственные дела в полном хаосе; содержание станций, поставку цериков и их содержание несправедливо наваливали на тот или иной ай- мак или шаби, вели сплошные интриги и ссоры, плыли по течению без всяких усилий строительства. Государственные доходы, главным образом, расхищали князья для себя под видом жалованья. Сделали внешние займы в несколько мил- лионов рублей, которые подвели нас к возможности частичной потери нашей тер- ритории внешнему капиталу за долги. Эта опасность еще не миновала до сих пор! Никто не думал о поднятии производительности, улучшении скотоводства, созда- нии промышленности и общем укреплении народного хозяйства в целом. О при- обретении опыта и знаний по управлению государством никто не думал. Все при крывались пустым именем монгольского правительства! В результате полного раз- вала, несколько изменников князей вместе с членом правительства Бадма-Дорджи ламой, вступили в соглашение с находящимся в Урге китайским сановником Чен-И Обманным путем, под предлогом охраны' монгольских границ от нашествия рус- ских красных большевиков, ввели в Монголию китайские войска. Внутри страны они князей тайно подкупали чинами и наградами. В это время прибыл в Ургу японофил китайский сановник Сюй-Ши-Чан, который вступил в соглашение с япон 1) Настоятель монастыря. 2) В 1911 году.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2