Сибирские огни, 1928, № 3
IX. По ту сторону р. Тюргун невдалеке уже был большой Далай-хановский мо- настырь, который был расположен вблизи слияния нескольких речек и окружен со всех сторон высокими горами. Впереди от гор шла р. Дельгер-гол, которая, обо гнув близлежащие горы, подходила к монастырю справа и уходила к северо- западу в общее русло, проходящее в дикое ущелье чернеющих скал, где значи- тельные воды Тюргуна и других речек скрываются под почву. Направо от ущелья возвышается большая гора Ноян-Ула, сплошь покрытая лесом. До под ножья этой горы и доходит правое крыло монастыря, а севернее этой горы вы- ходит большой лог, к западу от которого виднеются горы, через которые они про ехали. Потусторонние близлежащие горы близко подходили к Дельгер-голу, как бы ее прижимали к монастырю. К юго-западу от монастыря, шагах в двухстах, находилась полуразрушенная обширная глинобитная крепость, с шатрообразно возвышающимися с трех сторон воротами; налево от крепости виднелось несколько построек, обнесенных двори- ками, принадлежащих китайским фирмам. Шагах в пятидесяти от крепости был расположен двор Далай-хана, шагах в двадцати от ханского двора была хошунная часовня 1 ), дальше через несколько шагов начинались ламские . постройки мо- настыря. Посередине монастыря возвышались, господствуя своими шатрообразными крышами, главные храмы «Цокчин» и «Дюнхур»; многочисленные украшения хра- мов горели золотом под лучами яркого солнца. Вокруг монастыря сверкали свои- ми маковками многочисленные джанцаны 2 ); в разных частях монастыря видне- лись еще шатрообразные крыши небольших часовен и алтарей. Абмад с спутником направились в крепость. В'ехав в восточные ворота, внутри крепости они увидели, шагах в тридцати от первых, еще вторые двое ворот, дальше которых, в глубине двора, были по двум сторонам расположены глиномазные 3 ) постройки, домики китайского типа. Привязав лошадей, Абмад с спутником зашли в большую продымленную юрту, стоявшую впереди ближайшего домика, справа. Это была кухня Далай- хана 4 ); впереди у стен стояли красные ящики, на них сверху стоял ящик-божница. По обеим сторонам, книзу стояло еще по нескольку ящиков, покрытых боль • шими коврами. Над одним из ящиков, с левой стороны висело старинное большое кремневое ружье, дуло которого было заткнуто хадаком; рядом с ружьем, в нож- нах, отделанных красным сукном, висела старая кривая сабля. На ящиках справа стояла всевозможная посуда из красной и желтой меди и серебра. Справа, ближе к выходу, был длинный шкаф, на нем стояли разные ведра, ложки, поварежки, ковши и другие принадлежности кухни. Повыше шкафа стояла столешница для стряпни; остальные части стен были пусты. Верхний круг юрты покоился на четырех подставках—«баганах». При входе в юрту их встретил лама, лет за тридцать, который быстро им разостлал перед ящиками слева почетные тюфячки для сидения, на которые и про сил садиться прибывших. Сразу лее им подали чай и яства. После этого он только начал с ними обме- ниваться приветствиями. Это был ханский повар «Дзам» 5 ). Во время чаепития спутник Абмада сказал, что он пойдет теперь повидаться с ханом, старшими ламами, доложит им о их приезде и выяснит, когда они будут принимать Абмада. Посоветовал Абмаду раздеться, отдыхать и пить чай, а сам ушел. Абмад поинтересовался у повара—дома ли хан в настоящее время? Повар сказал, что хана, кажется, нет дома. В это время вошел снаружи чиновник. Обменявшись приветствиями с Абма- дом, он сказал: — Сегодня хан уехал к своему брату ламе, вернется только завтра, о чем меня и послали вам доложить. Просили вас здесь сегодня отдыхать и переночевать. Абмаду пришлось ждать. Повар приготовил обед и угощал Абмада. В это время пришли двое лам, один из них был Зайсан 6 ) местного монастыря. Обменявшись приветствиями с Абмадом, они сказали: 1) Вероятнее—ханский домашний алтарь. 2) Джанцаны—высокие шесты, которые с тавят ся вокруг монас тыря , —э то воображаемая ограда тер- ритории монастыря. Наверху шестов, как и храмов, прикрепляются разные золоченые украшения—эмблема буддизма. 3) Глиномазными перевожу потому, что э то такие постройки деревянные со стенами из т онких жер- дей, которые обмазываются с обеих сторон толс тым слоем глины. 4) Ку хни у монгольских князей являлись в т о же время н приемными для гостей. 5) Дзам-повар князя—являлся в то же время как бы уполнемоченным по приему гостей, исполняет обязанности завхоза, докладчика князю о прибывших г ос т я х, с лоюм, э то были верные люди князя. 6) Зайсан—делегат от монастыря
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2