Сибирские огни, 1928, № 3

несколько священных книг; в передней части юрты, на полу, были разостланы стеганые войлочные подстилки, впереди, у стены, стояла тибетского типа кровать со стенками 1 ), ниже кровати стоял старый ящик. С правой стороны на ящиках было сложено несколько разных тюфячков. Больше ничего не было. Подолы юрты были кругом подняты для прохлады. Абмад сидел справа и теперь пил чай. Снаружи вошел новый лама, на лице которого были видны следы когда-то перенесенной им оспы. Вошедший первона чально обменялся приветствиями со спутником Абмада, а потом уже с Абмадом. Спутник лама ему пояснил, что это и есть его младший брат, который состоит служителем здешнего храма 2 ). Побеседовав немного, спутник лама вышел по делам в соседние юрты. Второй лама, хозяин юрты, пошел готовить обед. Абмад остался один, но к нему вскоре вошел один из послушников, кого рого он стал расспрашивать, какие русские живут, что они делают. Послушник ответил: — Здесь теперь живут только приехавшие из Кобдо, человек двадцать рус- <ких солдат, больше никаких русских нет. Абмад поторопился спросить: — Давно ли они здесь? — Более двадцати дней,—ответил послушник. Эти вести весьма смутили Абмада, он больше не стал спрашивать по- слушника. Прилег пообдумать, да так и заснул. Под вечер только вернулся спутник Абмада. Братья, вместе зайдя в юрту, увидав спящего Абмада, не стали его бу- дить, а сели и стали между собой беседовать. Когда уже повечерело, тогда они разбудили Абмада. Уставший Абмад на- столько заспался, что не мог понять, что это—утро или вечер и усиленно тер свои заспанные глаза. В это время послушники снаружи принесли в синей эмалированной по- суде ужин и разливали его в чашки. После этого только понял Абмад, что еще вечер, а не утро. Освежившись немного на дворе от сна, Абмад стал обедать с большим ап- петитом вкусную лапшу. Последние месяцы ему не приходилось иметь обеды с мучным, поэтому, может быть, ему казался обед очень вкусным. С'ел он на этот раз очень много. В дальнейшем пили послеобеденный чай, вели мелочные разговоры до позд- него вечера, а потом легли спать. Назавтра, утром, основательно напившись чаю, Абмад с ламой двинулись в дальнейший путь. Башенты они обогнули с восточной стороны, дальше они ехали по направлению к виднеющимся горам. Невдалеке, у горок, они увидали несколько юрт. У одной из них они остановились для смены лошадей. Избегая духоты, они сели около юрты. Вскоре лама сказал, что он с'ездит повкдаться с нужным человеком. Лама уехал, а Абмад расспрашивал, кому при- надлежит эта юрта. Ему рассказали, что это степная юрта богослова ламы боль- шого Далай -ханоЕСКого монастыря. Абмаду долго пришлось ждать своего спутника. Свободное время он запол- нял беседой и толкованием, любопытствующим о сути народно-революционного движения. На дворе вечерело. Наконец, только перед заходом солнца вернулся лама. Вскоре они двинулись в дальнейший путь по направлению перевала Джи- вирту. Путь шел ровный, постепенно повышаясь каменистой «белью». Добравшись до подножья перевала Дживирту, они переночевали на открытом воздухе в поле Утром перевалили большую гору Дживирту, по хребту которой, проехав значи- тельное расстояние вправо, качали спускаться большим логом к низу в восточном направлении. Проехав значительное расстояние, остановились опять в поле варить чай. Напившись чая, ехали тем же логом книзу. Боковые горы все время увеличи- вались. Здесь справа северные склоны огромного хребта были покрыты сплошной лиственницей, а слева такие же горы были совершенно голые 3 ). Ущелье все время извивалось и становилось суровее. Вскоре они под'ехали еще к более суровому ущелью, подошедшему справа р. Тюргун. Русло и берега речки были завалены сплошь булыжником; большая горная речка бешено неслась меж каменных глыб. Перебираться через Тюргун им пришлось с большой осторожностью. 1) Тибет ская кровать устраивается таким образом, ч то стенки ее сделаны из крепкого дерева, дабы снаружи враги не могли проколоть спящего. 2) Такие сл ужи т ели называются « такилчи» или «донюр», на их обязанности лежит постоянная служба заправка лампад, наблюдение за чистотой в храме, хранение ключей от храма и т . д. 3 В Монголии горы только с северо-запада покрыты лесом, а с юго-востока голые.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2