Сибирские огни, 1928, № 3

Абмад не возражал. Надо было ехать. Уставшие, они ехали тихо, почти все время шагом, кой-ко- гда только хлынили (ехали маленькой рысцой), наконец, после полудня уже добра- лись на берег р. Беко-Морин. Здесь они сразу почувствовали приятный прохлад- ный ветерок, свежий воздух они вдыхали полной грудью. Сошли с лошадей, выпи- ли по чашке воды. Ободренные, повеселевшие, по кустарникам харгана поехали дальше. С раз- говором незаметно они под'езжали уже к тем юртам, где они решили сменить- лошадей. Из кустарников харгана внезапно выскочили к ним навстречу с бешеным лаем несколько больших черных собак. Едущим пришлось натянуть поводья и за- медлить ход лошадей. Вскоре они под'ехали к юртам. Из средней юрты навстречу им вышла босая довольно полная дербетка отогнать собак и проводить гостей в юрту. При входе в юрту они увидели сидящего также босого низкорослого старика, перед которым стоял с «арьки» китайский глиняный графин. На огне в чаше курилась «арьки». В юрте от солнца и винокурения была не- стерпимая жара. Старик был голый, только в штанах. Увидев приезжих, быстро взял с кровати халат, накинул его на плечи и начал слать для гостей тюфячки. После обмена приветствиями, старик сразу же подал ламе «арьки». Лама, при- нимая вино, сказал соответствующее добропожелание, а потом с удовольствием выпил. Поданную чашку Абмад не осушил, только попробовал и стал возвращать, но старик категорически отказался принять. Абмаду ничего не оставалось делать, как выпить до дна. Вошедшая хозяйка спросила приезжих, желают ли они чая или чего-нибудь молочного? Лама сказал, что ему чая не надо, он будет пить вино, а Абмада уго- щайте молочным. Хозяйка угощала каждого, согласно их желания. Между беседой лама сказал хозяину, что им нужно сменить лошадей. Выслу- шав сказанное, старик закричал: — Дзалу, Дзалу 1 ). На крик старика снаружи вошел молодой лама, которого он и послал искать лошадей. Абмад беседовал со стариком на разные темы и распрашивал его. Старич же с ламой пили «арьки», пока привели лошадей, они оба изрядно опьянели. День клонился к вечеру, когда поданы были свежие лошади. VIII. Банди 2 ), который ловил лошадей, поехал с ними проводником. Переехав реку Беко-Морин, они скакали в сторону видневшихся скал Башенту. Не доезжая скал, к юго-востоку от них, в зарослях харагана Абмад увидел глинобитные построй- ки. На его вопрос лама ответил: это фактория русского колониста Козловского 3 ). Они проскакали мимо. Когда они огибали скалы, им повстречался русский, который гнал несколько лошадей с подрезанными хвостами в сторону скал. За топольни- ком, в скалах, виднелись постройки, Абмад опять спросил ламу—чья это фактория? Вместо ответа, он ударил по лошади и поскакал дальше, сказав, что расскажет потом. Поскакал за ним и Абмад. Перевалив скалистые горки, они увидели разбро- санные в беспорядке, покосившиеся в разные стороны тальниковые дворики с не- сколькими десятками юрт. Посредине, между двориков, был раскинут большой шатер-храм 4 ). Это был малый монастырь Далай-хана. Путники сразу же завернули в один из находящихся справа двориков. На- встречу к ним из юрты выскочили двое послушников-подростков, которые почти- тельно у них приняли лошадей. В юрте никого не было. Спутник лама прошел вперед и пояснил Абмаду, что эта юрта его младшего брата ламы, просил его раздеваться и отдыхать по домашнему. Сам вышел наружу, но вскоре вернулся с одним из послушников, неся чай и яства. Абмад до их прихода рассматривал внутренность юрты. В юрте, спра- ва, в переднем углу, на высокой божнице, в деревянных ящиках-папках лежало 1) Дзалу в переводе—молодой. Так любят дербеты называть своих сыновей, внуков, близких. Вошед- ший оказался ламой, очевидно, пришел взамен сына, ламе дзалу, как мирское название, говорить нельзя. 2) Банди—послушник, молодой, еще не посвященный лама. 3) Владелец фактории М. А . Козловского был расстрелян белым Кайгородовыи за сочувствие больше- викам. 4) Для т а к их кочевых шатров - храмов монголы крыши ус траивают на зиму из войлока, а летом из грубых тканей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2