Сибирские огни, 1928, № 3
Приняв хадак, Хас-батор стал гадать на кубиках 1 ). Предсказал ему, что нужно сделать, какие молебны совершить. По окончании гадания Хардзахата стал просить Хас-батора осчастливить его юрту своим посещением, совершить нужные молебны. Хас-батор охотно согласился, обещав приехать завтра. На следующий день Хардзахата выпросил в соседних юртах две оседлан- ных лошади, привел их для приглашенных. Хас-батор поехал вместе с Абмадом. От Дугура пришлось им ехать к северо- западу, перевалить через пологую горку, пересечь глубокий лог, обогнуть мы- сок, проехать мимо небольшого озерка, к востоку от которого невдалеке видне- лись три юрты. К правой из них они и под'ехали. V 2 ). Навстречу к ним из юрты вышла дербетка, которая их приветствовала, де- лая низкие поклоны, и при входе почтительно приподняла войлочный занавес над дверями юрты. На голове у дербетки был грязный потрепанный синий шелковый торцок, с длинной красной кистью, шуба на ней была настолько загрязнена, что не было никакой возможности определить ее цвет и материю; рукава шубы были с маленькими буфами, сверху на шубу надета была черная безрукавка «уджи», по- лы и края уджи кругом были отделаны трехцветной тесьмой. На груди для засте- жек прикреплены массивные серебряные пуговицы. На ногах одеты красноватые сапоги «бойтак» с войлочной подошвой. Волосы заплетены на две косы. Косы были в черных узких мешочках, ниспадающих по бокам. Эта дербетка была жена Хард захата. Впереди в юрте на невысоком красном столике-божнице стояли буддийские, иконы «белой и зеленой богинь», книзу от божницы по обеим сторонам подле стен юрты стояли ящики с имуществом, постаревшие и продымившиеся от времени. Ящики ловко обвязаны ремнями, всегда готовые для перекочевок. Пониже ящиков у левой стены лежали шубы и халаты, тут же стояла люлька со спящим ребенком. Ниже одежды, ближе к входу, были размещены на полке и под полкой кухонные принадлежности: чашки, ковш, разные ведерки, чайники, другая посуда и хозяй- ственные принадлежности. Правая сторона была почти пустая; от входа—была на- тянута только привязь для телят и ягнят. На печке в чаше бурлил кипевший чай. В юрте от солнечных лучей и печкч было нестерпимо жарко. Хас-батору с Абмадом впереди около ящиков, подальше от печи, постлали двойные почетные тюфячки для сидения. Как только гости разместились на приго- товленных местах, Хардзахата вновь начал с Хас-батором обмениваться приветстви- ями и табакерками. Начались обычное чаепитие и разговоры. Хардзахата хлопотал около божницы, направлял лампадки, наполнял их маслом, месил тесто, ставил курильные свечи, насыпал в чашечки жертвенные зерна ячменя. Хас-батор также между чаепитием приготовлял нужные священные книги. Абмад же просто сидел и пил чай, стараясь утолить жажду, смотрел на хлопоты двух лам. Хозяйка приготовленный чай вычерпала из чаши в домбо 3 ) и др. посуду, потом снаружи принесла ножку только что заколотого барана. Разрезав ножку по суставам на части, положила их в чашу и, закончив все приготовления, вышла наружу. Хас-батор приступил к богослужению, а Абмад с Хардзахата начали вести малосодержательные разговоры, которые Абмад постепенно перевел на Далай- хана, спрашивал, какой он человек, как он относится к китайцам. Хардзахата рас- сказывал, что хан—человек мирный, скромный, хошунными делами не ведает и от ношения его к китайцам не знает. — Так кто же управляет хошуном? — Хошуном управляет младший браг хана Цебен-Гун, ему помогают чинов- ники,—сказал Хардзахата. — Живя здесь и слушая всякие разговоры, у меня получается такое впечат- ление, будто здешнее население в общем к халхасцам относится холодно или, по- 1) Монгольские ламы на все случаи жизни гадают разными способами, наилюбимейший у них кубики • Шо » , по количеству точек они вычитывают соответствующие указания в священной книге-ключе. 2) Э т а г лава—документ, говорящий о взаимной ассимиляции. Хал хасец лама женится на дербетке, встречаются разные обычаи, получается нечто новое—третье- Костюм дербет ки—шуба с буфами и у д ж и — п о - хал хасски, волосы—по-дербетски, а сапо ги—ни хал хасские, ни дербетские, урянхайско - теленгитские, при т ом с войлочной подошвой, э т о, очевидно, от русских, ибо обычно подошва кожаная. В юрте о т с у т с т в у ет кро- вать, а просто на ее месте лежат шубы, т у т , очевидно, ламская черточка безбрачия сказалась, жена л амы— не жена, а прислу га - кухарка. 3) Домбо—посуда, аналогичная чайнику, делается китайцами из разных металлов и самими монголу ми из дерева, употребляют под готовый чай.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2