Сибирские огни, 1928, № 3

и т. д. Дамба говорил что он хорошо не знает, но слышал, что он живет где-то далеко на юге у гор. Бечи. Дамба спросил: —• Вы разве знаете его? Нацак ответил: Нет, не знаю, только слышал, что он был хорошим военачальником и про- свещенным человеком, и что все дербеты его считали своим учителем-вождем. По- IO.VI слышно было, что он пошел по неправильному пути, был арестован русскими войсками, сидел в России в тюрьме, во время революции бежал обратно в Мон- голию. Все это он слышал раньше и поинтересовался теперь. Дамба сказал: — Раньше из Халхи*) он приехал вдвоем на двух верблюдах. Тогда с ним встречались наши князья и чиновники. Как это случилось—не знают, но наши кня зья и ламы, настоятели монастрей-—все стали считать его своим учителем-вождем, ну, конечно, и мы все следовали за ними. Потом он стал военачальником, задумал ввести новшество, мобилизовать всех монастырских молодых лам в солдаты и обу чать военному делу. За это на него ламы взбесились и не стали ему подчиняться, задумали даже его арестовать, но вышло наоборот, не они его, а он их арестовал После этой истории Дамби-Джанцан освирепел, стал чинить жестокие расправы, не подразделяя князей, лам и светских простолюдинов. В результате мы, дербеты, оказались под невероятным угнетением Дамби-Джанцана. Из учителя для нас оч превратился во врага. — Что, если бы теперь вновь сюда приехал Дамби-Джанцан, то как бы вы поступили?—спросил Абмад. Оба дербета ответили враз: —- Мы бы его во всяком случае не признали и, насколько смогли, стали бы против него бороться. — Что же, это общее дербетское мнение?—спросил Абмад. — Да, это мнение всех дербет,—ответили дербеты. Эти разговоры о Дамби-Джанцане вызвали у приезжих подозрение и они спросили: — Вы, почтенные, почему так подробно интересуетесь Дамби -Джанцаном? Хас-батор для их успокоения весь разговор переводит в шутку: — Зря, попусту мы пустились в разговоры о Дамби-Джанцане, смутили вас. Нам, купцам, зачем знать о Дамби-Джанцане, кроме как только из простого лю- бопытства. Переводя разговор на другое, он спросил: — Прочитали ли вы воззвание? Дугур сказал: — Прочитали, да некоторые места мало понятны. Непонятное Абмад предложил перечитать вдвоем. Занялись чтением. Абмад ему раз'яснял суть воззвания. Пользуясь моментом, Хас-батор с Нацаком вышли наружу, под предлогом посмотреть лошадей. IV. Хас-батор с Нацаком вышли на двор под предлогом посмотреть лошадей на самом деле—посовещаться. Хас-батор говорил Нацаку: — Нам надо им сказать правду, с ними сообщить сведения, послать письма их хошунному управлению. Нацак соглашался и говорил, что он так же думал. Договорились сказать им и решили наблюдать, какое впечатление на них произведет, что они будут говорить. Вскоре они вернулись в помещение, где застали Абмада и Адна горячо бе- седующих с приезжими о перечитываемом вновь воззвании. Хас-батор с Нацаком подсели к ним рядом и молча слушали их оживленную беседу до конца. После окончания беседы Хас-батор, смотря в сторону Дугура и Дамба, сказал: — Знаете, что мы вам рассказывали—басни, будто мы купцы, едущие тор- говать, на самом деле это неверно. Мы не купцы, а уполномоченные Кяхтинского народного революционного правительства, посланные к вам на окрайну по весьма *) Х а л х а —4 аймака, составляющих Ургинский и У л яс у т айс кий округа. Основное ядро Монгольской народной республики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2