Сибирские огни, 1928, № 3
В скором времени принесли чай, за чаепитием начались взаимные ознако- мления и расспросы, справлялись взаимно об именах, званиях, местожительствах, скоте, пастбищах, новостях. Приезжий с бородкой рассказывал, что они—дербеты. Сам он из Далай-Ха- новского Хошуна, имя его Дугур, а товарища звали Дамбой, и что они несут погра- ничную службу в должностях дзангина и дзалана; добавил, что у них на окрайне. и в Хошуне все спокойно. Плохо только, что засуха, старых кормов нет, зелень пло- хая, скот и лошади плохо поправляются. Окончив свой рассказ, он спросил: — С какой стороны вы пожаловали, где ваша родина? Куда проезжаете, что нового в западной стороне, все ли спокойно? Хас-батор им рассказывал, что они деде-монголы 1 ), с тех пор, как вые- хали с родины, прошло больше двух лет. -— Торговали это время в России, теперь думаем поехать торговать к вам, если только у вас в Монголии спокойно. Дугур спросил: •— Какую торговлю вы думаете вести? Есть ли у вас мануфактурные то- вары? Хас-батор ответил: •— Наши караваны с грузом и дорожное снаряжение идут сзади, через не сколько дней прибудут сюда. Идет чай, табак, далемба 2 ), главным образом, основ- ные массовые товары. Правда, кой-какой подбор будет и из мелких товаров. Глав ное затруднение у нас в том, что мы не знаем общего положения в Монголии. Мы слышали, что в Монголии много китайцев—гоминдановцев*), насколько это вер- но, мы не знаем? Дугур начал рассказывать: — Действительно, в прошлую зиму гоминдановцев было много, но в это вре- мя к ним снизошел дух пятого Богдо-Гегена в образе барона Унгерна, который а прошлую зиму вел большую войну с гоминдановцами, изгнал их и занял Ургу. Бо- гда-Хана вновь возвел на монгольский драгоценный престол, тем самым реставри- ровал автономию Монголии Вот такие рассказы я слышал от надежных людей, да и в Кобдо в настоящее время стоит русско-монгольский отряд человек в пятьсот. Абмад поинтересовался, откуда пришел этот отряд и что это за солдаты? Дугур раз'яснил: — С позапрошлого года еще начали приходить к нам с запада полуразде- тые, вооруженные и невооруженные люди, часто таща с собой женщин и детей. Всего их перешло через эту границу больше 200 человек; первоначально они раз- брелись по старожилам, русским колонистам, жили мирно. Но вот внезапно, про- шлой осенью, они потребовали от нашего хошунного управления лошадей, потом начали воевать с китайцами, выгнали китайцев из Кобдо, теперь там живут сами Вскоре после этого им из Урги прислали вооружение и пополнение монгольскими войсками. В Урге теперь назначен правитель округа, произведена мобилизация, мобилизованных обучают в Кобдо. Более подробно ничего не слышал. На следующие вопросы Абмада—кто правитель в Кобдо, кто начальник рус- ского отряда—Догур рассказал, что правителем округа в Кобдо является дербет- ский князь Аюрдзан-Бейсе, брат Улангомского Дзорикту-Хана, начальник отряда Кайгородов. Хас-батор спросил: — Не слышали ли вы что-нибудь о Кяхтинском монгольском народном пра- вительстве, в каких отношениях оно находится с Ургой? Дугур и Дамба враз ответили, что они про него ничего не слышали, на- оборот, стали их расспрашивать, где они про это слышали. Им ответили, что в одном из городов по дороге они купили воззвание монгольского народного пра- вительства, так вот в нем они и прочитали. — Сохранилось ли у вас это воззвание и нельзя ли его почитать?—спро- сил Дугур. Нацак дал им номер «Монгольской Правды». Дугур увлекся чтением, а Нацак, беседуя с Дамбой, попутно расспрашивал о Дамбе-Джанцане, где он теперь живет 1) Деде-монгол—отвлеченное название г де - то далеко находящихся ойротских племен, сородичей дербет, не т о э то наши астраханские калмыки, не т о т ор г у ты на Текесе или какие- то ос т а т ки монгол в Персии и Афганистане. 2) Далемба—прочная хлопчато-бум. ткань дрнль разных цветов, употребляется в большом количестве монголами на х а л а ты и дру г ую одежду и белье. 3) Гоминдановцами монголы называли всех бескосных китайских чиновников и солдат в европейской обмундировке, прибывавших в Монголию после Кях тинского тройственного соглашения, заключенного 25 мая 1915 г . , в отличие от манчжуров и купцов, носивших длинные х а л а ты и косы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2