Сибирские огни, 1928, № 3
— Много и не нужно. Значит, вы знаете, как человек видит предметы? — Как-будто знаю. — Хорошо. Теперь вспомните, как Гриффит—Уэльсовский невидимка—ста.! невидимым. — Он там наелся какого-то вещества. От этого тело его сделалось бесцветным и прозрачным, как воздух,—припомнила Елена. — Вот-вот!—с затаенным торжеством воскликнул Ферапонт Иванович.— Бесцветным и прозрачным! Все тело! А, стало быть? А, стало быть, и весь глаз. Тьфу, чорт возьми, как вспомню, что сам когда-то читал эту невежественную стряпню, так и захочется, чтобы сейчас этого господина Уэльса сюд<1 представили. Уж я бы ему показал!.. «Великий фантаст»! Да какой ты чорт фантаст, если ты не понял, что ежели весь глаз, и склера, и роговица, и радужка, и хрусталик, и стекловидное тело, и все дно глаза, и все стенки его,—если все это будет прозрачно, как воздух, то никакое зрение здесь невозможно! Ведь это же любой профан поймет... Эх, ты, фантаст!—закончил презрительно Ферапонт Иванович, как-будто господин Уэльс уже стоял перед ним и вы- слушивал нагоняй. Елена долго молчала, видимо, обдумывая. — Да,—наконец, сказала она,—а я вот ни разу об этом не подумала. — Вот это-то и плохо,—назидательно сказал Ферапонт Иванович, а еще предпо- лагали, что я стал невидимкой по рецепту Уэльса. Хорош бы я был: невидимый да еще слепой! Да меня бы любой извозчик раздавил. По Уэльсу выходит, что невидимка у него был зрячий, да и то сколько неприятностей натерпелся. А на самом деле его должны были на первых же шагах раздавить. Куда к чорту—невидимый да еще слепой! А потом, если бы я по его рецепту действовал, то мне пришлось бы голым разгуливать. А я что-то не помню, чтобы невидимка голым бегал. А как же! Ведь только тело его приобретало невидимость, а брюки, пиджак, шуба с организмом ведь не связаны. Нет, это, по-моему, удивительное зверство со сто- роны господина Уэльса, заставить бегать человека голым при тамошнем сыром климате. Да и с едой у него плохо обстояло: скушает Гриффит колбасу, скажем, и до тех пор, пока эта колбаса не пропитается соками тела, торчит, проклятая, в воздухе! Это уж, извините, тоже не по-людски. Нет, я не дурак, чтобы по Уэльсу работать!—самодовольно закончил он. — А как же вы сделались невидимкой?—спросила Елена. — Так, вот я уже говорил вам: на основе отрицательной галлюцинации. — Этого я не знаю,—сказала Елена.—Об'ясните, пожалуйста, — С удовольствием. Для вас, Елена,—сказал невидимка, расшаркавшись, и она почувствовала, что он придвинулся слишком близко. Она молча отодвинулась. Ферапонт Иванович несколько минут смущенно молчал. — Ну, так вот,—начал он, наконец, прокашлявшись,—отрицательная галлю- цинация... Вам известно, конечно, что внушением в гипнозе можно вызвать у человека какие угодно ложные восприятия. Можно заставить загипнотизированного видеть п слышать что угодно и чего нет на самом деле. Это будет называться положительной галлюцинацией. Но можно и наоборот: заставить его сознание не воспринимать тех предметов или людей, которые стоят у него в поле зрения. Стойте хоть перед самым его носом—загипнотизированный вас не увидит. Вот это будет—отрицательная галлю- цинация. — А как же окружающие предметы? Ведь их-то он видит,—спроспла Елена. — Конечно,—ответил Ферапонт Иванович.—Гипнотик не видит только того, что ему запрещено видеть. То, относительно чего ему внушена отрицательная галлюцинация. — Ну, а как же?—продолжала допытываться Елена,—У него, стало быть, на месте этого предмета должен быть пробел, пустое место? •— Нет. При отрицательной галлюцинации фантазия гипнотика дополняет выпавшее из его сознания.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2