Сибирские огни, 1928, № 2
обработка сельско-хозяйственной продук ции» (стр. 9). В предисловии оговорена неизбежная «неполнота очерка». Все же представляет ся весьма сомнительным, чтобы столь об щее описание помогло читателю действи тельно узнать современную Сибирь. Без всякого риска загромоздить сборник, мож но было бы дать цифровую характери стику соотношения с.-х. культур, полевод ства и животноводства, виды последнего, а также перечислить хотя бы главнейшие фабрично-заводские предприятия. В Ом ском округе, например, если взять пред приятия с количеством рабочих от 50 и выше, то промзаведений наберется до 30. Автор ни слова не говорит об этих пред приятиях, не приводит ни единой цифры. «Хозяйственная жизнь Ачинского окру га,— говорится на 7 странице,—опреде ляется, главным образом, с. хозяйством». А что идет за этим «главным образом», об этом читателю предоставляется воз можность догадываться, хотя книга «носит справочный характер». Особенно замечательна в этом смысле фраза: «Населенность значительная» (стр. 10. Бийский округ). Что значит зна чительная и незначительная? в сравнении с чем? Такая крайне неудачная, ничего не го ворящая характеристика округов, как «ад министративно! - хозяйственных единиц», об’ясняется, конечно, тем,^ что вопрос о районировании сам по себе представляет очень сложную и важную проблему, и по тому его отнюдь не следовало втискивать короткой, куцой главкой в брошюру. Далее идет описание типа старого си бирского города, служившего раньше средоточием чиновничьей администрации и купечества, и города «нового времени», т.-е. города после проведения Сибирской магистрали, ставшего центром культурной и экономической жизни страны. Законо мерность перемещения экономических центров—падение старых и расцвет и воз никновение новых городов—автор об’- ясняет появлением ж.-д. пути, перемеще нием грузовых потоков и появлением но вых форм хозяйственной деятельности, ко торые, естественно, тяготеют к узлам и скрещениям новых путей, и, наконец, па дением относительного значения таких промыслов, как золотопромышленность, горное дело и т. п., служившие раньше базой расцвета прошлого Енисея, Барна ула и т. д. Вторая глава брошюры посвящена «важ нейшим проблемам» хозяйства Сибирского края: колонизация, транспорт, плановое начало и процесс обобществления. «Основным этапом колонизации,— гово рит Юрцовский,— до последнего времени являлся и является тип сельско-хозяйствен ной колонизации с полеводческим укло ном»... «но уже в последние довоенные годы этот тип встречает серьезные сопро тивления. Легко усвояемые хлобопашцем земли исчерпаны, в дальнейшем колониза ция должна стать промыслово-земледель ческой или земледельческо-промысловой» (Стр. 19, абз. 4-7). Конечно, такая сплошная постановка во проса не совсем верна. Надо диференцн- ровать районы. Но предрассудок насчет неисчерпаемых сибирских земельных бо гатств должен быть рассеян. Земли надо освоить, переселенцев надо обеспечить, а на все это нужны время и средства, от сюда необходимость регулирования пере селенческого движения. Что же касается типа колонизации, то по отношению к не заселенным, еще вовсе таежным^ болот ным и приречным районам, автор без условно прав; здесь ориентация только на земледелие была бы явно безнадежным делом. Наоборот, умело направленная ко лонизация с промысловым уклоном, взя тая под бдительный контроль краевых ор ганов* обещала бы в ближайшем десяти летии блестящее будущее ныне мертвым просторам Нарыма и Туруханского края. То же относится к южным частям края, где возможно успешное развитие куль турного животноводства, свеклосеяние а т. д. Во всяком случае верно то, что Снб- край еще долгое время будет огромным аккумулятором, вбирающим в себя избы ток населения европейской части СССР. Транспорт—артерии страны*). Без до статочно густой сети железных дорог, вод ных или шоссейных путей при беспре дельности сибирских расстояний нечего н думать о серьезном экономическом про цветании. Единственная магистраль не сможет поглотить огромный товарный по ток. Водные пути, даже если будет устра нена их нынешняя разобщенность, по усло виям короткого навигационного периода, не могут вывести из положения. Надо по строить северную сверхмагистраль для продвижения мощного потока продукции будущих лесообрабатывающих химических заводов и сверхмагистраль южную—для сибирского хлеба, угля, мяса и животных жиров. В книге приводится ряд основных соображений по поводу различных про ектов ж.-д. строительства и взвешиваются аргументы за и против. Пока же конста тируется только одна строющаяся маги страль— Сибтуркстрой. Степень обобществления хозяйства Си бирского края автор иллюстрирует рядом цифровых показателей по отдельным от раслям народного хозяйства: промышлен ности, торговли (госкооперация и частн.) и сельскому хозяйству. Цифры взяты до 27 года включительно. *) Кстати, более чем странно—почему это Юрцов- ский (стр. 21) приписывает авторство в сравнении се ти транспорта с кровеносной системой организма—О о новскому? Об этом давно еще сказал Спенсер, а за_ ним повторяют все «органисты».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2