Сибирские огни, 1928, № 2

обработка сельско-хозяйственной продук­ ции» (стр. 9). В предисловии оговорена неизбежная «неполнота очерка». Все же представляет­ ся весьма сомнительным, чтобы столь об­ щее описание помогло читателю действи­ тельно узнать современную Сибирь. Без всякого риска загромоздить сборник, мож­ но было бы дать цифровую характери­ стику соотношения с.-х. культур, полевод­ ства и животноводства, виды последнего, а также перечислить хотя бы главнейшие фабрично-заводские предприятия. В Ом­ ском округе, например, если взять пред­ приятия с количеством рабочих от 50 и выше, то промзаведений наберется до 30. Автор ни слова не говорит об этих пред­ приятиях, не приводит ни единой цифры. «Хозяйственная жизнь Ачинского окру­ га,— говорится на 7 странице,—опреде­ ляется, главным образом, с. хозяйством». А что идет за этим «главным образом», об этом читателю предоставляется воз­ можность догадываться, хотя книга «носит справочный характер». Особенно замечательна в этом смысле фраза: «Населенность значительная» (стр. 10. Бийский округ). Что значит зна­ чительная и незначительная? в сравнении с чем? Такая крайне неудачная, ничего не го­ ворящая характеристика округов, как «ад­ министративно! - хозяйственных единиц», об’ясняется, конечно, тем,^ что вопрос о районировании сам по себе представляет очень сложную и важную проблему, и по­ тому его отнюдь не следовало втискивать короткой, куцой главкой в брошюру. Далее идет описание типа старого си­ бирского города, служившего раньше средоточием чиновничьей администрации и купечества, и города «нового времени», т.-е. города после проведения Сибирской магистрали, ставшего центром культурной и экономической жизни страны. Законо­ мерность перемещения экономических центров—падение старых и расцвет и воз­ никновение новых городов—автор об’- ясняет появлением ж.-д. пути, перемеще­ нием грузовых потоков и появлением но­ вых форм хозяйственной деятельности, ко­ торые, естественно, тяготеют к узлам и скрещениям новых путей, и, наконец, па­ дением относительного значения таких промыслов, как золотопромышленность, горное дело и т. п., служившие раньше базой расцвета прошлого Енисея, Барна­ ула и т. д. Вторая глава брошюры посвящена «важ­ нейшим проблемам» хозяйства Сибирского края: колонизация, транспорт, плановое начало и процесс обобществления. «Основным этапом колонизации,— гово­ рит Юрцовский,— до последнего времени являлся и является тип сельско-хозяйствен­ ной колонизации с полеводческим укло­ ном»... «но уже в последние довоенные годы этот тип встречает серьезные сопро­ тивления. Легко усвояемые хлобопашцем земли исчерпаны, в дальнейшем колониза­ ция должна стать промыслово-земледель­ ческой или земледельческо-промысловой» (Стр. 19, абз. 4-7). Конечно, такая сплошная постановка во­ проса не совсем верна. Надо диференцн- ровать районы. Но предрассудок насчет неисчерпаемых сибирских земельных бо­ гатств должен быть рассеян. Земли надо освоить, переселенцев надо обеспечить, а на все это нужны время и средства, от­ сюда необходимость регулирования пере­ селенческого движения. Что же касается типа колонизации, то по отношению к не­ заселенным, еще вовсе таежным^ болот­ ным и приречным районам, автор без­ условно прав; здесь ориентация только на земледелие была бы явно безнадежным делом. Наоборот, умело направленная ко­ лонизация с промысловым уклоном, взя­ тая под бдительный контроль краевых ор­ ганов* обещала бы в ближайшем десяти­ летии блестящее будущее ныне мертвым просторам Нарыма и Туруханского края. То же относится к южным частям края, где возможно успешное развитие куль­ турного животноводства, свеклосеяние а т. д. Во всяком случае верно то, что Снб- край еще долгое время будет огромным аккумулятором, вбирающим в себя избы­ ток населения европейской части СССР. Транспорт—артерии страны*). Без до­ статочно густой сети железных дорог, вод­ ных или шоссейных путей при беспре­ дельности сибирских расстояний нечего н думать о серьезном экономическом про­ цветании. Единственная магистраль не сможет поглотить огромный товарный по­ ток. Водные пути, даже если будет устра­ нена их нынешняя разобщенность, по усло­ виям короткого навигационного периода, не могут вывести из положения. Надо по­ строить северную сверхмагистраль для продвижения мощного потока продукции будущих лесообрабатывающих химических заводов и сверхмагистраль южную—для сибирского хлеба, угля, мяса и животных жиров. В книге приводится ряд основных соображений по поводу различных про­ ектов ж.-д. строительства и взвешиваются аргументы за и против. Пока же конста­ тируется только одна строющаяся маги­ страль— Сибтуркстрой. Степень обобществления хозяйства Си­ бирского края автор иллюстрирует рядом цифровых показателей по отдельным от­ раслям народного хозяйства: промышлен­ ности, торговли (госкооперация и частн.) и сельскому хозяйству. Цифры взяты до 27 года включительно. *) Кстати, более чем странно—почему это Юрцов- ский (стр. 21) приписывает авторство в сравнении се­ ти транспорта с кровеносной системой организма—О о ­ новскому? Об этом давно еще сказал Спенсер, а за_ ним повторяют все «органисты».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2