Сибирские огни, 1928, № 2
ческой бодростью атмосферы Союза по сравнению с полицейско-хищническим За падом. Три рассказа— «Настя», «Косым ветром», «Полдень»—посвящены болезненному рас паду семьи, столкновению нового быта to старым. Здесь автор прекрасно передает психологию женщины, более тяжело и остро переживающей кризис прежнего уклада. Автор склонен даже перегнуть палку—один из рассказов заканчивается излишне под черкнуто, тенденциозно: «Всем свободу дали, а бабу и забыли». Некоторую долю тенденциозности Ру- нова вообще вносит в свои произведения, это иногда их портит. Правда, тенденции ее искренни, они «прут из нутра», подска заны сердцем, но хотелось бы все же боль шей внутренней свободы у художника, большего чувства художественной меры, меньше риторических рассуждений и мо рализирования. Следует указать и на чисто стилистиче ские недочеты Руновой, едва ли допусти мые для квалифицированного писателя с большим стажем. Надоедлив и неубедите лен метод повторных слов: «все работа ла, работала», «ждала, ждала, ждала», «его все нет, нет слухов о нем, нет и нет» (это все из одного только рассказа). Порой вкрадываются в язык Руновой канцеляр ские обороты речи («этим последним каче ством очень гордилась») и просто неуклю жие, непонятные («заведующий накрыл на Пахома», «в драку сушили одежу»). Со мнительно достоинство и такой, например, фразы: «женщины готовились схватиться друг с другом за самый лучший кусок на свете— за любовь мужчины». Г. Вяткин. Арсений Альвинг.—«Наденька Артене- ва». Повесть. Московское товарищество пи- сателей. 1927 г. Стр. 149. Цена 1 р. 10 к. Действие повести развертывается в ше стидесятых и семидесятых годах прошлого столетия. Действующие лица— кающиеся дворяне, революционная студенческая мо лодежь. Героиня повести говорит: «теплой водички никогда не любила— или холод ная вода, или горячая». Но этому трудно поверить, ибо вся книга— сплошная теплая водичка розового (не красного) цвета. .Представленные автором дворянские доче ри и сынки—полны ума, чистоты и благо родства и думают только о том, как бы «просветить сознание масс народных, тьму и невежество рассеять, чтобы расправил народ русский онемевшие в бездействии подневольном мускулы свои и природные богатства ума и сердца своего ко благу своему и всего человечества направил». В таком приподнято сентиментальном «ста- тншном» стиле написана вся книга, не сво бодная ни от исторической, ни от психо логической фальши. Неудачная книга. Г. Андр. ~ Г -------------------------------------------------------- “ “ Иосиф Уткин, Александр Жаров, А. Безы менский.—«Красивой девушке». Стихи. Мо лодая Гвардия. Москва. 1927. Стр. 62. Цё- на 50 к. Тир. 5.000 экз. Когда на последней сессии ВЦИК обсуж дался новый проект закона о браке и семье, А. Безыменский опубликовал очень припод нятые стихи: «О, любящие, в строй! Все будьте наготове! Пусть грянет стук сердец, как бара банный стук!». Далее поэт выразил протест возмущения по поводу возможного ограничения жен щины ярмом «законной любви»: «Иным мила кровать, но не мила рас плата. Так двиньте же вперед все пушки ваших мук, Чтоб не была ярмом и знаменем раз врата Штампованная честь супругов и су пруг». Д. Рязанов в 3 книжке «Летописи марк сизма» пишет по этому поводу: «Фантазия наших поэтических «кур» и «петухов» выше кровати не подымается. Она в десятый год диктатуры пролетариата все еще беспомощ но путается в вопросе о «праве на любовь». Извинение для Безыменского Рязанов видит разве лишь в том, что— «это мнение поэта, средне одаренного поэтически, но политиче ски очень безграмотного», что он не имеет никакого понятия о программе партии, о действующем советском законодательстве, и что цитированное стихотворение больше подходит для «Бузотера». В сборнике «Красивой девушке» стихи, не одобренные Рязановым, выпущены, но, как говорится, сила солому ломит, и поэт, отка завшись от одного плохого стихотворения, напечатал больше дюжины подобных же. Обращаясь к красивой девушке, Безымен ский все так же твердо стоит на своем: «Будет трудно, Может, очень трудно, Но— Роди». Уткин и Жаров не столь категоричны, они просто поют свободную любовь, не задумываясь об ее последствиях. «Никакие вожжи не нужны!» восклицает в эротическом азарте Жаров и более или менее поэтично описывает ряд прелюбодеяний. А чтобы все-таки грандиоз ность предприятия не очень бросалась в глаза, певцы «звонкой, крылатой любви» перманентно подсовывают читателю разные хорошие слова: эпоха, бюро, совхоз, Эн гельс, Бухарин, КИМ. «Я вия^у, вижу твой активный Взгляд;!» (Жаров). «Я вижу, вижу твой активный взгляд!» аккомпанимент воспоминаний о Перекопе и вообще все время дает понять, что автор (или герой стихотворений) в высокой сте
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2