Сибирские огни, 1928, № 2

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ О. Рунова.—«Полдень». Рассказы. Гос­ издат. 1927. Стр. 280. Цена 1 р. 80 коп. — "Читатели «Сибогней» хорошо знают Оль­ гу Рунову: в нашем журнале были напеча-, тины отрывки из ее романа «1905 год» и три ее рассказа— «Косым ветром», «Опара». «Полдень», вошедшие в рецензируемую книгу. Беллетристика Руновой—типично «середняцкая», добросовестно-реалистиче­ ская, в духе Серафимовича, Под’ячева, Гу- сева-Оренбургского и других мастеров ста­ рой «знаньевской» и «русско-богатской» школы. Художническая палитра Руновой не блещет ни богатством и яркостью кра­ сок, ни новизной творческих приемов, и, тем не менее, повести и рассказы ее чи­ таются с интересом и не оставляют читате­ ля равнодушным. У писательницы есть свои большие плюсы, которые, несомнен­ но, надолго обеспечат ей внимание рабо­ че-крестьянской аудитории. Главный из этих плюсов— непосредственность, просто^ та и правдивость ее повествований. Она подкупает своей искренностью, заражает своими переживаниями. Это удается ей тем более, что темами своих произведений она обычно выбирает волнующие вопросы современности, с одной стороны, и интим­ ные, преимущественно женские, драмы— с другой. Вот рассказ «Хлебушко»— о последнем поволжском голоде. Крестьянская семья Зе- ленцовых снимается с родного, оголенного голодом места и идет в Сибирь— за хлебом. Глава семьи Егор умирает дорогой в боль­ нице. Жена Анна тащится дальше с пятью детьми. Сибиряки жестокосердны. «На ра­ боту не нанимают и милостыни не пода­ ют: — «Нечистый вас носит! Откуда вас толь­ ко гонит? Всю Сибирь запакостили. Мы к вам никогда не ходим. Заполонили нас, якори вас в душу. Сами от вас с голоду подохнем!». Не доходя до Омска, вконец измученная, бросила Анна двух младших ребят: остави­ ла спящими в деревенской баньке на про­ извол судьбы. «В Омске пошли на вокзал искать коми­ тет. Густыми хлопьями падал снег, от од­ ного вокзала до другого ноги тонули в грязи по щиколку, ветер пронизывал до L косточек, насквозь. Река холодная, почти черная, неслась, как зверь. Вот она, корен­ ная-то Сибирь... «На вокзале Анна свалилась без памяти. В больнице места не нашлось, лежала в не- топленном бараке за городом. Дня через 3 мало-мало отошла. Опять пошла на вокзал. Стали спрашивать там, куда кто хочет ехать.— «Люди присуждают в Семипалат­ ное».—Тридцать два дня ехали в теплушке до Семипалатинска. Пошли лютые морозы, вошь с’ела натло. Казенных денег на еду нехватило, побирались по селам, половина народу ноги зазнобили. Приехали в Семипалатинск, там помеще­ ния нет. Татары раньше приехали, и тем-то ничего уж не осталось. Сидят, скорчив­ шись, под навесом, умирают». Мы привели эту цитату, как характерную для Руновой. Как видит читатель, ее изо­ бразительная экспрессия не поднимается местами выше художественного репорта­ жа, и все же воспринимается с гораздо большей силой, чем многие изощренные страницы некоторых современных масте­ ров формы. Рассказ «Опара». Жена офицера, бывшая гимназистка Пахомова, подышав воздухом Красной армии, внутренне перерождается. Оглядываясь на свое прошлое, она с ужа­ сом убеждается, что ничего не знает и не умеет, что ей надо не учить (она учитель­ ница), а учиться самой. Она признается красноармейцу Юреневу: «вы знаете, нас так безобразно учили. Прямо украли наше детство. Много важного, что нужно знать, мы не знаем, совершенно не знаем. Ино­ гда думаю, что если бы вдруг мор всеоб­ щий или всемирный потоп и осталась бы на земле только кучка гимназистов. да ин­ ституток, как я,— мы -©ы ничего, ничего не сумели. Палкой бы землю ковыряли. По­ следний неграмотный мужик внес бы боль­ ше культуры, чем мы»... Рассказ «Перекличка». Из СССР за гра­ ницу едут: научная работница Толоконце- ва, артистка Эллинская, сибирский инженер и казначей некоего треста. Все, кроме То- локонцевой, настроены антисоветски, но, потолкавшись в буржуазных странах, столк­ нувшись с белой эмиграцией, она живо по­ чувствовала, как свежа и насыщена твор­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2