Сибирские огни, 1928, № 2
рократизму. Немножко щеголевато он был одет во время приезда в деревню Сла вянку. Ну, так это его форсистым автор сделал. Нравится мне, что автор скряг в рас сказе вывел. Вся Славянка до денег ж а д ю г и . В каком-то году, не помню, зимой нашу Журавлиху одолели волки. Днем скот драли. Из города приехала к нам артель охотников. Хотела побить волков. И вот стали охотники просить журавлишинцев помочь облаву сделать. А наши подлые мужкчки им на это отпели: «Почем в день дадите за работу?», «Они будут наживаться на наших волках да еще гоняйся с н и м я за волками бесплатно. Нужно было!».— Вот они каковы, сударики!.. А старик Федулиных— чистый наш Вася Куклин! Кот мартовский. До чужих баб ходок. ШИТИКОВ Д. С. (Перебивая П. С. Зубкова. А. Т.). Али в роде Лаврушки Черен ка, который бабу Веснина Осипа обхаживал, гад рыхлый! ДЖЕКАЙЛО Ф. Ф. Не зря Андрюшка опасался, что отец все деньги на баб спу стит, если ему награда достанется... Синяя рука утопленника мне все мерещится. И сам—весь осизлый! Противно и страшно. ЗУБКОВ Г1. С. (Продолжает)... Инвалид Бурков хоть кому бумагу подпишет, хоть кому пойдет в свидетели и на кого угодно. Как жилинский Портовой. На не го никто и обижаться не будет. Нужда его задавила. Петровановы уж очень дол го прятали труп Ермилова. Сам писатель, мне кажется, нарочно волынку с укры- ранием затянул. Грешно его подозревать, но, думается, он строки нагонял. Сдель щиной занялся... Зачем их чорт так таскал с трупом?!. Анов разговор вел и про> местность, про природу, но я их ни чуть не вижу. Как Федулиных портки снял— вот это так, это представительно! Портки всунуты в рассказ просто, чтобы по смешить публику. Впрочем, возможно, что дед и берег штаны, чтоб не сопрели. Автор ради смешка, думается, и привязал-то утопленника к носилкам. Кувырканье через него носильщиков тоже напрасно описано. Вид трупа удался автору только тогда, когда баканщик вытаскивал Ермилова из воды. Плохо «приехал» в деревню Пе- тунников... Вместе с жадными людьми автор показал нам и одного бескорыстного мужика—деверя. Его рассуждения о звездах и должны указывать на ум и нежад- ность. Но не всяк догадается, к чему тут автор припустил именно звезды? И, как будто, деверь не смог бы так умно рассуждать о загробной жизни, как он это делает в рассказе «Награда»... Мужицкая речь в рассказе легковата. Мужики говорят я д- р е н ь ш е, образнее, чем у автора. « Д уш у б е р е д и ш ь » , « х р е н с е д о й» и т. п.— хоть и мужичьи выражения, но они не с м а ч н ы е , не у е м и с т ы е . А слова «д у- ш у б е р е д и ш ь » я ненавижу. Невыразительные они. Ведь мужики иногда говорят так, как обухом с а д а к а ю т ! Сравнение звезд с полтинниками я считаю не новым1 и неудачным. Гораздо лучше у автора: «Иртыш засеребрился живой чешуей» У кого-то из старых поэтов сказано: «Звезды меркнут и гаснут, в огне облака»... Вот как надо сочинять! Вода в Иртыше и слизь с трупа хорошо описаны в «Награде». Слизь, похожая на гной, бывает даже на бревнах, которые долго оставались в воде. Удивительно как-то Анов изображает людей: характер их понимаешь, слышишь, а самих этих людей никак не вообразишь. «Награду» я принял бы в деревню с боль шой охотой. Пусть чуть-чуть автор допустил в ней неправдоподобия, но в ней хоро ша основная мысль. У нас в деревнях есть еще множество людей, которые не чув ствуют за собой противной жадности. Так пусть они возненавидят это чувство хоть у других людей. Может быть, они устыдятся тогда и своего порока. Хорошей сторо ной рассказа является и его простота и понятливость. САШИН Ф. М. Вот штука-то: ж а л к о с т и в рассказе нет. Внимание к нему разбирает, а в н у т р е н н ю ю ж и в н о с т ь он не переворачивает. Старик Фе дулиных, как Перша Веснин, скряга, жила. Но личность его я не могу с о о б р а з и т ь . Не маячит предо мной ни рост его, ни рубаха, ни голова. Одна только ску пость слышится. Рассказ идет про ужасное, а мороз по коже от него не ходит. Жут кого нету. И смешного нету. Но интерес к рассказу есть. Что за штука?!.. ЖЕЛЕЗНИКОВА Т. Ф. Дьявол же его забери этого Гришку-парнишку! Икаю же он не побоялся имать мертвеца?!. Да я бы тут ума решилась! Нюжли он мог так: касмелиться?!. А верно, что в деревне не токма люди, а все кобели и суки за полты щей позарятся! А Ермилкин-то этот, видно, пива облопался и подох. Туда тебе и до рога! КОРЛЯКОВА Н. В. Ох, и было же бедному покойнику т е р з а в с т в а ! Го лый, гнилой он, весь в траве, распухлый, а Петровановы таскают, волочат его по островам да по берегам. Он весь п р о к в а с и л с я , д у ш н о й , а они его все во локут и волокут! Он ощерил зубы, ровно смеется на них, а они волокут и волокут!.. В глазах стоит все это волочение мертвеца. Видно, стереглись Петровановы, что по умней кто найдется и перепрячет дорогого утопленника, а после за него денежки з карманчик и положит... Про крынки справедливо опись дадена. Их принесешь из по •- греба, они всегда бывают потные. Ровно роса на них капельками наружу насядет. Пот с молока и с воздуху дают. Охватит их, значит, теплым духом, ну и капельки п у п у ш к а м и вскочат... Про мужиков ни единого слова х л о п н и нет. Окк
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2