Сибирские огни, 1928, № 2

НОСОВА М. М. Никакого впечатления не оказывает тогда рассказ, когда на­ перед знаешь, что будет дальше. Если не знаешь будущего в чтении, тогда оно за­ нятнее. В «Награде» почти все сразу узнаешь, что будет потом. Какое место ни возь­ ми... Силантий и Сергей раздумывают, что они купят ка полученные за утопленника деньги, а ты уж хорошо знаешь, что не пользоваться им этими денежками. Потом это и выходит. КОНЦЕВАЯ М. П. По ходу всего дела—рассказ должен быть ужасным. Я чи­ тала у Максима Горького рассказ «Челкаш». В нем факт жизни меньше взят, чем р «Награде». Но рассказ Горького впивается в тебя занозой... А здесь слушаешь, как сказку, и сам себе твердишь: не так было, по-иному было. Было бы, конечно, вернее, если бы Федулиных золотые зубы у мертвеца выковырнул сразу. Но автор от этой дороги сворачивает на ложную. А выбей дед утопленнику зубы, автору не про что дальше было бы и писать. Остался бы у него совсем малый факт. ШУЛЬГИНА А. Т. Есть в рассказе такие картины, которые за нутро и м аю т - ■с я. А возле них совсем неинтересно написано. СТЕКАЧОВА П. Ф. Шибного в чтении не было, но все-таки мне не дремалось. Интерес к чтению д о л и л . Недовольна я краем. Мне хотелось, чтобы вся семья Петровановых порадовалась на деньги. Надо было мне узнать, что Петровановы ста­ ли бы делать с деньгами? Пошто это писатель край отрубил? Щелкнул— и все. СОШИНА Е. И. Ехала-ехала Дарья на столбу— и ничего не добилась. Как в пословице: «поехала по дрова, а осталася вдова». В зарь вошла, а без толку. Брю­ хата была, а со столбом в а л т у з и л а с ь и не боялась, что ребенок пропадет. За пять сотен она рада, должно, была и ребенка кончать. Да чо ей ребенок? Ребенка да ром добудешь, а денежки—нет! (Общий смех. А. Т.). А могло и достаться Петрова- новым за утопленника. Какой-нибудь лютой человек так-то п р и ш ь е т е я, вот и отвечай перед ним, кто задавил утоплого, как да где? Потому-то они и старались дюжей хоронить мертвеца, пока суд да дело. Окромя того, им и жалко было деньги из своих рук упускать. САШИН Ф. М. Никогда не поверю, чтобы старик Федулиных не повышиб уто­ пленнику золотые зубы! Доведись до меня, так и вынес бы их к чорту совсем с с а н к о й . За бутылку кому-нибудь продал бы, и то даешь сюда! У нашего Павла Ивановича шесть золотых зубов вставлено. Стоят они сорок целковых. Шутка чо ли? Федулиных—бедняк и толк в золотых зубах понимал. Повыковырнул бы он их к чор- товой матери. А он их—у писателя— и не тронул. Дескать, не нужны. И трудиться не стоит. Да, не стоит!!! Пущай это нам автор не р а з м у з ы к и в а е т . Просто ему хотелось с мертвецом волокиту завести. П о д д е л ь н о писатель оставил мертвецу зубы. ТИТОВ П. И. Рубль губит человека— вот что выражено в рассказе. П и н е н з ы едят человечью душу. Не будь их, человеку, может быть, и лучше жилось бы на бе­ лом свете. Местами в рассказе встречается яркое художество. Например: вода сте­ кала с мертвеца, как гной. Но подобных мест в чтении было мало. Рассказ не рвется на куски, а тянется беспрерывно. Смеяться я лично никак и нигде не мог... Нить сво­ его составления автор будто умно вяжет. Дошел до золотых зубов,— здесь она у него и оборвалась. Что делать? Пришлось ему фальшивый, гнилой узелок завязать и пле­ сти дальше. Этот узелок— о с т а в л е н н ы е з у б ы . Автор в этом месте мог лучше сделать, правдивее. Таким, например, манером. Старик-баканщик не видит, не заме­ чает зубов утопленника. В рот утопленнику не заглядывал. И все. Потом сын Андрю- ха приходит и говорит отцу, что казенный человек утоп, дают награду в 500 рублей; приметы покойника— золотые зубы и плешь. И оба они начинают искать мертвеца. Остальная суматоха в селе пусть бы шла, как идет в рассказе теперь. Вот тогда у ав­ тора ниточка была бы целенькая, без фальши... Про речь автора худого не понесу. Речь чистая, первый сорт. Может он сочинять. Пусть он пишет какие-нибудь здоро­ вые и правильные истории, без ложной выдумки. ЗУБКОВ П. С. «Награда»—не анекдот. Рассказ этот, в общем, правда. Он по­ казывает: деньги для человека—все. Мужики выражены сильно. Все их иудские ду­ шонки— вот они— гляди на них. И, кроме того, автор дельно подчеркнул, как люди безразлично относятся к жизни и смерти других людей. Они помышляют только о заработке на другом человеке. Против этого ничего не возразишь. Бывают часто та­ кие писатели, которые чересчур расхваливают мужиков. Например, Лев Толстой. Анов рисует нам мужика таким, каков он есть. Это—честно и благородно. Никакой обиды в этом для деревни нет и не может быть. В «Награде» автор не презирает де­ ревню, не смеется над ней, а сожалеет, что она еще такая мрачная, несчастная, глу­ пая. Излишнее хваление деревни не нужно... Сельский секретарь обрисован не шибко, но видать, что он знает себе цену. Бюрократического в нем я ничего не вижу. Он с Силантием поступил совершенно правильно. Петунникова в бюрократизме тоже за- винить нельзя. Что чисто одет, так это разве бюрократизм? Награду за утопленника он очень скоро выдал Петровановым. Это ясно показывает, что он не склонен к бю­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2