Сибирские огни, 1928, № 2
Здесь черные и мокрые юбки ночи, как характерные признаки ночи, как нельзя более характеризует и общую картину «Общежития», заполненную юбками, бельем и похотью. Но иногда писатель вдруг ломает этот хороший и свежий язык и заме няет его упадочным, манерным: «Генерал вытянулся вдоль рельс, вверх лицом. Надо ждать красную. Она скоро придет. Белый мохнатый чех на тормазе не видел, а она с косой смея лась над ним. Красная не шла открыто. Зачем пугать. Из тайги по сторонам поля она наскоро нарезала зеленых лоскутьев, нацепила их на себя, косу острую, огненную, спрятала под полой...» и т. д. Чем бы ни была эта загадочная «красная» с нацепленными на нее в де кабре, в разгар зимы, зелеными лоскутками, образ—неудачное использование «андреевщины», неудачное даже и для Колчака, ради которого автор, видимо, н предпочел провести главу в похоронном тоне. Это определенное снижение яркости и убедительности. Срыв своего здорового и молодого' голоса чахоточ ным кашлем чужого упадочничества. Будучи призван к «Сибирским Огням», Зазубрин стал собирателем си бирских художественных сил и одним из организаторов этих сил в союз. С этого момента часть его личной творческой энергии уходит в других. Он ре же выступает в литературе. Но это лишь одна из причин длительных периодов «молчания». Другая причина—Зазубрин работает над крупными насыщенными социальной психо логией романами. Он упрям и настойчив и предпочитает шагать не только резко, но и крупно. Есть все основания полагать, что он сделает намечаемые им крупные шаги, развернет свои, несомненно, яркие и красочные творческие дарования. Это дело будущего. «Сегодня» же мы ограничиваемся утверждением, что на шкале Октябрьских завоеваний Зазубрин уже сделал «скромную, маленькую, но свою зазубринку».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2