Сибирские огни, 1928, № 2
Рассматривается дом, как большая социальная коробка. Дом взрезается и бесшумно для его ничего не подозревающих обитателей разлагается на ком наты. Комнаты предварительно нумеруются и только потом вскрываются. Комнат в доме 5. В 1 Зинаида Иосифовна Спинек лежит с Петром Петровичем Крутико вым, с которым она еще пока на «Вы». В 3 прелюбодействуют. В 4 тоже. В № 5 доктор по венерическим. Делает цифровую сводку своих работ в области разрешения половой проблемы. И только в комнате № 2 сидит человек над Бухариным. Но и у того совсем не Бухарин в голове. В голове его женщина, от которой он отделен тол стою капитальною стеною и... мужем. Дом застигнут автором врасплох ночью. От автора ничто не укрыто. Он врывается за перегородки, за запертые на крючки двери. Включает яркий дневной свет и сдергивает покрывало со всего, что люди тщательно и стыдливо прячут. Читатель видит людей с ночными зоологическими гримассами, грязное белье, потную постель, отвратительную слюнявую любовь, ее последствия— Тошу, Гошу с горшками, вонью и другими аттрибутами семейного счастья. Средоточие, центр этой грязи—семья Вишняковых. Утро. Потная пухлая распутиха-жена «с глазами заезженной лошади». Черная каемка ногтей. «От одеяла пахнет потом, застарелой постелью. Про стыня, давно нестиранная, в пахучих клопиных пятнах». Наволочки засален ные в темных потеках слюны. Полный ночной горшок. Гоша тузит Тошу. Гам и грязь. Клочья ваты из одеяла. Грязный свинарник-постель. И через губы ре бятишек неодолимыми возжами сопли Так густо и откровенно брезгливо дана семейная жизнь «Общежития». Но вот со вскрытиями покончено. Автор тасует несколько раз колоду карт из королей и дам и расклады вает поочередно. И разные короли ложатся с разными дамами, как когда придется (стр. 79-80). Это тоже эксперимент. Любопытствующий читатель воспринимает это, как весьма нужное, в результате чего должно обязательно что-то получить ся, какой-то синтез, который завершит столь интересно начатый анализ. Результат эксперимента—заражение сифилисом всех королей и всех дам. Это драматический узел повести. Кульминация сюжета и, к сожалению, кульминация авторских достижений. Дальше должно быть или разрешение (художественный прогноз), или четкое и ясное заострение вопроса без его разрешения. Автор не разрешил вопроса и в то же время не проявил нужной ясности в его постановке. Ловко разрезав живое, чтобы показать непривле кательные внутренности, он не зашил разрезанного и не оправдал озорства. Причина этого в неорганизованности вещи. В ней два плана, две сюжетных оси, и ни по одной из них мы не найдем разрешения художественного замысла. В первом своем плане «Общежитие» есть протест против горшечно-кри ночного быта, заедающего женщину. Автор—публицист. Он и пишет в этом плане стилем убеждающего пу блициста: «И для того, чтобы пообедать восьми взрослым и троим детям 4 женщины должны плыть полдня».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2