Сибирские огни, 1928, № 2
В «Двух мирах» Зазубрин заострил интерес на социальной борьбе ми ров. Быт, психология на втором плане. В «Общежитии» Зазубрин дает быт затвердевший, застоявшийся, тот тошнотворный быт, который держит жи вого за ноту. Давая быт, статику, Зазубрин с большей основательностью верен себе. Он ищет пряное и острое. Будни революции, как они есть, не могут удовле творить темпераментного автора. Поэтому в выборе сырья он нарочито1гипер боличен!. Он берет не любовь, а похоть. Похоть крепкую, крутую—сгущен ную комбинацию похотливых устремлений, сексуальный зоологазм (об’ясне- ние Скурихина к Спинек, 79-80 стр.; изнасилование Паши тем же Скурихи- ным—стр. 86). В сгущенную атмосферу похоти он вводит сифилис. Мало того, он до бавляет сюда терпкой грязи. Грязь жизни, столь часто отображаемую, как придаток жизни, как созвучное, сопутствующее ей явление, он делает само довлеющей, центральной. Это не случайная, привычная нам грязь, занесенная на сапогах, это—разительная вонючая грязь на нарочитой лопате. Быт—'больное место нашей действительности, и удары попали по боль ному. Они уцепились за мысль читателя (дали «зазубринку»), «Общежитие», на фоне «спокойных» вещей бросилось в глаза, приковало внимание. Читатель раскололся в оценке повести. Многие ею восхитились. Многие восприняли ее, как художественную сатиру, едкую, но верную, заслуженную. Другие увидели в ней социальную клевету. Нашелся читатель, который пошел еще дальше: увидел в повести клевету на партию. Это Лелевич. «Общежитие»—отвратительный пасквиль на революцию. На коммуни стическую партию. Сифилитический бред человека, который ухитрился пре вратить местную организацию РКП в какой-то сплошной дом терпимости. Грязный рассказ. Возмутительный рассказ...» (Лелевич ст. «1923 год». На Ли тер. Посту», октябрь, 1924 г., стр. 40-41). Конечно, устами т. Лелевича в данном случае кричит и возмущается не спокойный критик, а темпераментный публицист. Это— критика под горячую руку. Конечно, повесть затрагивает проблемы половой жизни в современ ности, в той самой современности, в которой наряду с беспартийными есть и коммунисты. Но было бы в высшей степени странно, если-б автор из какой-то необоснованной стыдливости (иль в угоду Лелевичу) стал бы делать исключи тельно беспартийный подбор персонажа только потому, что- он тащит сексу альную тему. Зазубрин.— коммунист и в данном случае он несомненно прав, когда находит, что вопросы пола и вопросы политики имеют весьма отдален ную точку пересечения. Лелевич, как высказавшийся в данном случае сгоряча и по первому впе чатлению, упустил из виду, что быт—это статика и что его интересно «по дать» можно только в коллизии. Если мы будем искать эти коллизии, обо стренную борьбу с бытом, то мы увидим, что она сильней всего в верхах на шего советского общества, в активе, к великой чести этого актива. Естествен но взять коллизии в активе, что Зазубрин в данной повести и делает. Но в несправедливых обвинениях, выслушанных автором, отчасти пови нен и он сам: он дал повод понимать себя превратно. Причина этого в том, что выброшенные им же самим бытовые вопросы не разрешены, а выброшены на искось и с идеологическим туманцем. Повесть с первых же строк обращает на себя внимание оригинально стью авторского подхода. Перед нами как бы операционный исследователь ский стол. Автор явно намерен произвести эксперимент, анализ. Чувствуется, что он—хирург, а первые страницы повести— социальная анатомия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2