Сибирские огни, 1928, № 2

О литературных „зазубринках" В. Зазубрина ...«Мы тянемся к шкале культурных завоеваний десятого Октября, чтобы на этой огромной шкале сделать скромную, маленькую, но свою зазубринку». (Из юбилейного доклада Зазубрина о сибирских пи­ сателях, 21 марта 1927 года). I. РВАНЫЕ СЛЕДЫ. Шесть лет тому назад Зазубрин ворвался в литературу в больших, гру­ бых красноармейских башмаках. Смело отпечатал в ней три шага. Порыви­ стых и неуклюжих. Резкие следы угловатых подошв, рванце царапины гвоздей еще и теперь свежи. Их не затирает насыщенное «зазубринками» время. Эти следы: «Два мира», «Щепка», «Общежитие». Я вглядываюсь лишь в эти произведения, ибо говорить о мировосприятии писателя, искать исчерпывающую его «изюминку» еще рано. Автор и годами молод (ему 32), и переживает к тому же тот период литературного роста, коему свойственны неожиданные уклонения и прыжки. Но отметить то, что выявляется, как определяющее и характерное для зазубринского пера, уже можно. Это—фанатическое и воинственное устремление его ко всему здоро­ вому человечно-яркому и жестокая брезгливая и откровенная ненависть к ху­ досочному, пошлому, поганящему «землю чистую». В большом нервном напряжении при восприятии обычных жизненных фактов, во всегдашней взволнованности и свежести зазубринского восприя­ тия, придающих заурядным словам его сочность, силу и своеобразный перец остроты и Ж1-учести — в этом и заключается основной секрет литературного воздействия Зазубрина на психику читателя. «Зазубрин злой». Это обычный отзыв о нем среди его сотоварищей по работе. «Когда Зазубрин даже просто что-нибудь говорит, что-нибудь конста­ тирует, создается впечатление, что он ругается»,—пишет Итин то 2 книжке «Сибирских Огней» (за 27 г.). 1 * Зазубрин говорит взволнованно, напрягаясь кровью включительно до ушей. И пишет, напрягаясь кровью. Страстностью, неистовостью он волнует и заражает. В ней его успех. Примечание: Настоящая статья поступила в редакцию до напечатания в преды­ дущей книжке журнала «Сиб. Огни» статьи А. Топорова «Деревня о современной ху­ дожественной литературе». Отдельные совпадения в оценке романа «Двух миров» крестьянами и автором настоящей статьи не могут быть об’яснимы позаимство- ваниями.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2