Сибирские огни, 1928, № 2
вистью к цветным. Стриблинг заставляет читателя почувствовать и ужас, и неясность, этой «проблемы» в современной постановке. Писателем большого общественного диапазона является и Джозеф Хергешей- мер. Его романы неизменно насыщены воздухом современности, которую он види" в ее самых мелких подробностях уродств общественного строя с его откровенно грабительскими тенденциями. В таком обществе героизма быть не может. Если и бып когда-то героизм в Америке, то он выродился со времени первых пионеров капи тализма. В романе «Три черных Пенни» показывает писатель путь этого закономер ного вырождения. Все остальные романы Хергешеймера— «Явайский пик», «Линда Кондон», «Яркая шаль», «Бэлисеку» и «Тампико», как и сборники его рассказов,, можно рассматривать, как художественные этюды по изучению и освещению темных и провальных сторон современного буржуазного общества, одержимого империа листической лихорадкой стяжания колониальных богатств. Картина при всестороннем освещении в романах современных американцев получается весьма безотрадная и возмутительная. Государственный и общественный строй, политика, экономика, религия, нравственность, весь уклад социального бы тия полны до краев пошлостью, мещанством, лицемерием, алчностью, ненавистью- и бессердечием. Над этими неутешительными явлениями большинство писателей размышляет, плачет, скорбит о них и пытается указать пути к спасению. Серьезность тона говорит о глубине переживаний. Но не менее глубоко чувствует эти недостатки и величайший юморист со временной Америки—Вильям Вудворт, находящий для их оценки формы острейшей сатиры, свидетельствующей о том, что дух Марка Твэна жив еще и нашел достой ного преемника. Три романа этого молодого сатирика— «Вздор», «Лотерея» и «Хлеба и зрелищ»—обнажают общественные язвы с необычайной беспощадностью, заста вляя читателя хохотать до упаду, но ни на минуту не терять и ощущения глубокой серьезности, скрытой под маской этих убийственных насмешек. Вудворт сразу проложил себе дорогу на вершину современной «большой» литературы Америки, занятой тремя крупнейшими художниками—Шервудом Андер соном, Теодором Драйзером и Синклером Льюисом. В противоположность Вудворту, Андерсон трагичен. Он не чужд юмора, но основная его концепция мира—трагическая. Видя и сознавая все недостатки и урод ства современной жизни, Андерсон понимает и безотрадность выводов, которые со временники могли бы сделать из этих наблюдений, если бы они обладали той силой проницательности, которая выпадает на долю немногим. Но те, кто сознают это, не могут не относиться трагически к жизни, если они не социалисты. Андерсон не со циалист, но, как чуткий художник, он прекрасно понимает грядущую роль проле тариата в Америке. Происходя сам из бедной фермерской семьи, Андерсон и все свое творчество посвящает описанию пролетарско-крестьянских слоев населения Америки. Психолог-аналитик и немного романтик, Андерсон обладает изумительным да ром рассказчика, так что значительные пробелы в его общественных взглядах чи татель охотно прощает, увлеченный манерой повествования, не имеющей равной во всей современной Америке. Подчинив себе читателя, Андерсон ведет его по путям своего неистощимого воображения, показывая мир и его явления с необыкновенной убедительностью. В новеллах, стихах и романах у Андерсона одинаково полно проступает эта сила суггестивности, достигающая в последнем авто-биографическом романе «Тар» со вершенно неслыханных высот. Романтическая трагедия мира изложена в произве дениях этого поэта с увлекательностью плавной и прекрасной новеллы. Полною противоположностью Андерсону является тяжеловесный Теодор Драй зер, ученик величайшего романиста Америки Д. Грэхем Филлипса, «последний нату ралист», «золаист» и основательный знаток жизни. Его романы необычайно трудны по языку, тяжелы по стилю, сложны по композиции и изрядно скучны, вследствие невероятных нагромождений. Но они монументы, по которым историки будут изу чать эпоху, прошедшую от первой буквы до последней перед глазами этого неуто мимого наблюдателя. 15 романов—это 15 тяжелых глыб, из которых построен па мятник столь же неуклюжей, тяжеловесной и жестокой эпохе. Все стороны жизни нашли в них отражение: женщина и ее судьба («Сестра Кэри» и «Дженни Гергарт»), биржа и деньги («Финансист»), борьба и гений («Титан» и «Гений»), мир, идеология, труд, отдых, будни и страсти, словом, вся гамма жизни, весь ее спектор до классо вых, городских, индустриальных и проч. выявлений разграфлены и исследованы с потрясающей полнотой. Все здание увенчивается огромной двухтомной «Американ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2