Сибирские огни, 1928, № 2
Конечно, каждая из этих писательниц тлеет свой «уклон». Так, Марта Остэнсо его обнаруживает в сторону бытописания фермерской жизни; Эдит Уортон любит психологию горожанок и быт средней буржуазии; старушка Мэри Рейнхарт лю бовно-сентиментальна во всех своих 32 томах; Эдна Фарбер имеет две слабости— описывать среду американских евреев с непременным гением, жизнь которого раз бивает женщина-христианка («Самостоятельная Фанни») и посылает проклятия го роду из идиллического уединения фермерского быта. Наталия Седвин Кольби рисует жизнь высших чиновничьих кругов Нью-Йорка, ибо ее муж занимает один из важных постов; Анзя Езерская целиком погружена в темы об евреях в Америке; са мая одаренная из них—Фанни Херст—избрала себе область жизни домработниц, про летарок и мелкой буржуазии. Нельзя сказать, чтоб все это было блестяще, талантливо, но скромно рисует разные уголки современной жизни. Больших требований нельзя и пред’являть этому слою литературы, честно выполняющей свою миссию «отразить» текущий момент в беглой бытовой зарисовке. Этот тип литературы не живет долго, и его авторы обре чены на забвение еще при жизни, если они только не будут упорно напоминать о себе неисчислимыми ежегодными романами, как это делает устаревший, но все еще «лезущий» Бус Таркинктон, типичный поставщик книжного рынка. Выше этого слоя стоит ряд значительно более одаренных писателей, творче ство которых и многосторонней, и глубже. В жанровом отношении они склоняются тоже к бытовому роману, расширяясь порой, как Эптон Синклер, до размеров со циально-бытового, не чуждаясь экскурсов в область психологического романа, ко торый в чистом виде не культивируется сейчас в Америке, за исключением очень небольшого числа «урбанистов», эпиков города, которые стараются отразить ритмы грохочущего города капиталистической страны в прихотливых и болезненных изло мах психики современного горожанина-американца. Нервность, беспочвенность, оглядка, страх и неуверенность бытия свойственны неустойчивой психике человека из современного американского Вавилона и находят очень выпуклое отражение в странных и каких-то ущербных по форме произведениях Каммингера, Эвелина Скот та, Фр. Нивена, Франка Эльсер, Роб. Кэрза, Флойд Делла, Уольдо Франка и др. Некоторые из этих писателей, как Флойд Делли, Холгер Кэхил и критик Конрад Эйкен в своем «Голубом путешествии», обнаруживают себя не только боль шими мастерами, но и очень тонкими наблюдателями с огромной культурой. Такие книги, как «Причуды старика»—Фл. Делла, «Горизонт»—Р. Кэрза, «Перекресток»—• У. Франка, приближаются к наиболее значительным произведениям современного американского романа. По силе дарования, широте размаха, трепетности темы и социальной значи мости фабулы выделяются несколько американских романистов разных направлений, но с общей целеустремленностью—понять и рассказать другим понятое о сегод няшнем обществе. Несколько романтически настроенный, но весьма правильно улавливающий на строения большого города Дос-Пассос создал целую симфонию на тему о современ ном городе-гиганте, ритмы и дыхание которого он так чутко воспринял и выразил в «Манхэттен», «Ночные улицы» и др. Круги американской богемы, артисты,- художники, поэты и литераторы нашлп своего летописца в лице Бен Хекта, вносящего какую-то жестокую нотку в оценку современности, не даром он в одном из самых сильных своих романов «Эрик Дорн» так потрясающе полно сумел описать революционные события в Баварии, поэзии которых он противопоставляет будничность и прозу послевоенной Америки. Среди его романов особенно выделяется «Игра в жизнь», рисующий трагику сознания писателя, принужденного капитулировать перед несокрушимым буржуа, и «Гений наизнанку», посвященный изображению богемы. Другие еще не переведены, но серия « Broken necks» заслуживает внимания своей социальной установкой. Большое и серьезное дарование Т. Стриблинга относится к тому слою лите ратуры, который блш> ' всего к «высокой» литературе современности. Стриблинг умеет быть очаровательным при описании экзотических приключений в условиях южно-американских феерических «революций» («Генерал Фомбомбо»), он умеет быть обличительным и громить предрассудки, косность и невежество мелко-буржу азной и рабочей среды Южных Штатов, где поповская гнусность находит широкое поле для своих подвигов («Тифталоу»), он умеет и быть увлекательным повество вателем жизни и нравов испанцев («Красный песок») и, наконец, он серьезный социолог, ставящий проблему «проклятия» черной расы для ее представителей в условиях «демократической» Америки в романе «Драма крови»... Негрский вопрос вопиюще-уродливо стоит в этой «цивилизованной» стране с судами Линча и йена-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2