Сибирские огни, 1928, № 2
Другой автор, поражающий глубиной, поэтичностью и редкой культурно стью-—Альбрехт Шефер. Его роман «Элли, или семь ступеней» рисует потрясающе трагический путь современной женщины, спускающейся со ступеньки на ступеньку общественной жизни, но сохраняющей живую душу до самого дна. Несколько «под Достоевского» написан роман, но ему никак нельзя отказать в незаурядности, та лантливости и выпуклости. Минуя чисто авантюрный жанр, имеющий большое количество представителей всех оттенков—от уголовно-сыщицкого и международно-шпионажного (Рахиль Сан- зара—«Потерянное дитя», Даутистель—«Закрыто по случаю траура», Юбельгер— «Один против миллионов» и т. д.)—мы подошли к современной «большой» литера туре Германии. В преддверии ее стоит, несомненно, очень талантливый всегда интересный и .находчивый Лео Перуц. Он не знает чистоты жанра. В его произведениях так на сыщена атмосфера, так перепутаны все линии, так много неожиданностей, метких наблюдений, тонких характеристик и отзвучностей на злободневность, что ни один из них нельзя с достоверностью отнести к определенному жанру. Вот идет все пр правилам хорошего детективного романа («Мастер страшного суда), а в конце ав тор раз’ясняет, что все приключения— только игра ума и рассуждений человека, пи шущего мемуары. То же Н е «Прыжком в неизвестное», который также оказывается только бредом и фантазией... Перуц большой мастер неожиданных поворотов и развязок и потому он «тру ден», как художник, но этим же об’ясняется его пристрастие к историческим темам. «Парикмахер Тюрлюпен», «Маркиз де-Боливар», «Третье ядро»—обрабатывают исто рическую обстановку, дают псевдоисторическую фабулу методами крепкой романти ческой школы этого талантливого и всегда свежего писателя. Если ослабить напряженную авантюрность Перуца и возвести его романтику в некоторую степень мистико-фантастической густоты, если снабдить такой ромал эрудицией и начитанностью автора в вопросах религиозно-исторических исканий и остроты «проблем христианско-иудейских» традиций и заветов в их взаимоотноше ниях, как они сохранились в среде немногочисленных хранителей этой мистики в отдельных уголках Европы, то получится сложное, насыщенное и провальное твор чество Густава Мейринка, роман которого «Das griine Gesrchb особенно поражает мобилизованностью всех этих элементов. Нашему читателю Мейринк как-то и не нужен, и непонятен, но в настроениях послевоенной Германии он находил полный отклик на свое мастерство и имеет множество читателей. Ему во всяком случае нель зя отказать в большом и глубоком таланте. Вершину современной немецкой литературы занимают десятка два крупнейших имен, из которых одни больше известны в пределах Германии, другие—всему миру. Но из числа этих маэстро значительное большинство живет на проценты от былого поэтического капитала и в настоящее время его не преумножает. Обаяние созданно го имени, старческие раздумья, сумерки таланта и просто нелепая неукладность современности служат достаточными основаниями для заслуженного отдыха на лав рах. Живые представители еще десятка два лет назад сверкавшей всеми огнями та лантов «венской школы» теперь подводят итоги, как Петер Альтенберг в своей по следней книге «Сумерки жизни», или пишут для кино всепокупающего Холливуда и наживают деньги на этой легкой продукции, как Ф. Мольнар, Фольмеллер, или изред ка дарят небольшие и не имеющие больше острого запаха пряностей вещи, как Артур Шницлер, Бар, Стефан Георге, Бер-Гофман, или, наконец, замкнулись в гордом круге «поэзии для немногих», как талантливейший и изысканнейший Гуго фон-Гофмансталь, интимный и ищущий Райнер М. Рильке... К «старикам» следует отнести и прославленных романистов, поэтов и драма тургов, начавших задолго до войны свою писательскую деятельность и к сегодняш нему дню сказавших уже все, что им положено было сказать. Так, старик Гергард Гауптман не представляет уже больше никакого интереса, Яков Вассерман дописы вает свои тяжеловесные романы, одновременно приспособляя их и для кино («Хри стиан Ваншафе», «Иллюзии мира», «Laudin und die seinen»*), «Патриарх»). Герман Зудерман после успеха «Шального профессора» написал действительно полноцен ный и общественно-значимый роман «Жена Стефана Тромхольта», в котором он дал как фа! синтез всех своих многолетних размышлений и наблюдений над «артистиче ской богемой», которой противопоставляется «мещанство» и «филистерство»; одна ко, Зудерман не венчает богему, он ее осуждает и бытописанием жизни большого художника Тромхольта иллюстрирует, как ложно понимается немецкой богемой «мг- *) По-русски—«Семья». ГИЗ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2