Сибирские огни, 1928, № 2
-роман своей «Жизнью Франсуа Виллона» (XV век), как и С. М. Карре р жанр био графического романа книгой «Жизнь и приключения Жана Артюра Рэнбо», обстоя тельный А. де-Шатобриан («Monsieur de Loudrines»), изящный Ж. де-Вуазен, Анд ре Кортис («Только для меня»), Эдмон Жалу, Жак Ружон, нарисовавший тип бур жуа-хозяина в лице миллионера Дома («С1п homme si riche»), Ренэ Трэнсиус (*Je soleil du рёге») и великое множество других, не считая старых и уже ка нонизированных в литературе—В. Маргерита, Рони, Жюля Романа, Пьера Ампа, Ж. Дюамеля, Г. Шэро, А. Эрман, П. Буржэ и т. д.— ведут главную струю современ ной французской прозы, в которую только отдельными и неокрепшими еще голоса ми врываются звуки представителей пока накапливающего еще внутри силы проле тариата в лице Анри Пулайля, Жана Туссель и немногих других молодых, но креп нущих пролетписателей. Эти голоса революционного пролетариата гораздо громче и крепче звучат в современной немецкой литературе. Германия прошла кровавую полосу войны, разгрома, задушенной революции, жестокой инфляции, потрясшей все основы быта, и огромного национального уни жения, заставившего ее корчиться от боли в когтях озлобленных мстителей и маро деров мирового капитализма. Побежденная и раздавленная страна заголосила, засто нала и разлилась скорбными жалобами на страницах своей литературы, преимуще ственно устами стариков, видавших лучшие времена и гордившихся «славой немец кого оружия». Но если старые патриоты в роде Густава Френсена, Клары Фибих и др. нахо дит выход только в плаксивых жалобах и трогательном изображении страданий нем цев в оккупированных областях, то революционная молодежь сумела взять твердый, дадекий от хныканий тон и рассказать о героизме и жертвах революции, о зверствах и ненужности бойни во имя аппетитов капиталистов и оценить по достоинству преда тельскую политику врагов рабочего класса. В прозе и стихах, в газетах, журналах и книгах звучат призывы небольшой численно, но крепко спаянной внутри группы пролетарских писателей Германии, ориентирующихся на СССР. Франц Юнг, Иоганн Бехер, Эрик Мюзам, Макс Бартель, Эрнст Толлер, А. Лих тенштейн, К. Брегер, К. Эйнштейн и др. составляют основное ядро этой группы, не изменно растущей и крепнущей. Они составляют крайний левый фланг не только в политике, но и в искусстве, культивируя и ища новые формы и ритмы для выраже ния своих настроений... Среднюю высоту либерально-патриотической литературы современной Гер мании пугают эти крайности убеждений и исканий, и они протекают в значительно более умеренных берегах тематики и стилистики. Еще совсем недавно господствовав шие настроения угнетенности с уклоном в сторону мистики начинают постепенно за бываться в связи с экономическим укреплением хозяйства, и основное русло глав ных течений литературы сегодняшнего дня пролегает уже через реалистический бы товой роман, то подвергнутый сильнейшей «импрессионистической» обработке, как •у Генр. Манна, то выдержанный в эпических тонах спокойного повествования, как у большинства средних авторов, не ишущих откровений и модернизаций... Однородность буржуазных вкусов примирила идеологически литературы всех стран Европы, еще так недавно делившейся на военные лагери. В современной не мецкой литературе, как и в английской, и во французской, преобладают тона быто писания жизни мелкой, средней и крупной буржуазии послевоенного периода со все ми ее попытками приспособиться к новым условиям существования. Этот процесс бживания и осмысления форм новой жизни осложняется национальной особенностью немцев—добросовестно и глубоко вгрызаться в явление, изучать его всесторонне, прежде чем принять и проглотить. В художественной литературе он сказывается особым приемом «разбега», заключающимся в том, что автор, прежде чем начать рассказывать о самом существенном и главном в романе, посвятит сотню-другую страниц так наз. «Yorgeschichte», заполнит самую подробную анкету о предках, со бытиях и прошлых фактах героя, его рода и всех, кто в дальнейшем будет играть ту или иную роль. Этот «разбег» стал совершенно необходимой частью каждого большого быто вого романа, иногда так и не имеющего иной фабулы, кроме повести об истории та кого-то, семейства. Вспомним огромную семейную эпопею Томаса Манна «Буденбро- ки», или романы-хроники Георга Германа о семействах Гебертов и Якоби, или еще целый ряд романов В. Хегелера, Г. Зудермана, К. Фибих, Г. Федерера и т. д. вплоть до самых ординарных повествований, в которых «разбег» служит приемом мотиви
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2