Сибирские огни, 1928, № 2
Автор рисует современную Норвегию с ее нравами и обычаями так обнаженно и вы пукло, как никогда и никакой норвежец сам не решился бы это сделать. Заниматель ность повествования увеличивается еще и от того, что автор рисует в лице париж ского драматурга Жерома того мечтателя и наивного чудака, для которого нравы норвежских красавиц так неожиданны, что он теряется и плачет над разбитой сказ кой любви... Там на севере, под 60°, перещеголяли «развратных» парижан простотой и тривиальностью решения «половой проблемы»... Но французские писатели только временно выезжают из Парижа, чтобы на браться сил и впечатлений. Одни путешествуют далеко и привозят из Африки, Аме рики, Англии, СССР и др. стран свежие впечатления, которые и излагают в книгах, не всегда большого достоинства, как например, последний отчет о поездке к нам. Ж. Дюамеля—«Путешествие в Москву» или уже давняя книга Де-Монзи—«От Люк сембурга до Кремля»; другие кружатся в пределах родины, и, как Люи Дюртен, спут- лик Дюамеля по поездке в СССР, описывают прогулку на мотоциклетке по югу Фран ции*). Но рано или поздно, а в Париж возвращаются все. И Париж попрежнему го рит огнями, вихрится в урагане нескончаемых празднеств для богатых, стонет, обли вается потом и пугает жутью асфальтовых мостовых—бедных, мыслит и создает цен ности искусства, науки и литературы как в действительности, так и на страницах романов. Париж—главная тема большинства романистов. Мак Орлан блещет своими па рижскими впечатлениями в книгах легкого кружевного стиля, наряду с целым рядом других поклонников «вечного города», завороженных его бульварами, его кафэ, его атмосферой труда и легкомыслия, творчества и разврата.... Тень Бодлэра еще стоит над всеми произведениями современных бытописателей Парижа. И все стороны жизни—общественной, политической, семейной и бульварной—проходят в тысячах книг, пытающихся уловить, подслушать, подсмотреть и рассказать тайну этой гигант ской, многомиллионной жизни города, содрагающегося в противоречиях, истекающе го кровью, потом и трудом, готового каждую минуту построить баррикады из опро кинутых автобусов и трамваев, кружащегося в диких ритмах джазбанда и сатаниче ской пляски американского золота, но и напряженно и упорно шлифующего мысль творящего искусства. Поэты и романисты дышат и вдохновляются им. Старые испытанные мастера написавшие десятки книг, находят все новые и новые стороны в этом несокруши мом Вавилоне людей, вещей и фактов... Жизнь бьет неустанным ключом, формируя психику, характер, направляя волю и эмоции людей всех классов и положений. По этому струя творчества не иссякает и у писателей: ведь им так много важного, нужного и нового можно сказать о современности в Париже. Война, экономический кризис, падение курса франка, парламент, голос проле тариата, звучащий иными нотами, «нувориши» с их звериной психологией, «новая женщина», крушение старых канонов и устоев и просто неопределенные веяния, ко торыми охвачены все в Париже, в провинциях, во всей Франции—составляют бога тейшую тематику для современного бытового романа, впитавшего в себя и прежний исихологический, и былой «салонный» жанры. Писатели всех идеологий и настроений отражают эту многоликую жизнь текущего социального момента, но все без исклю чений сходятся на том, что какой-то отрез времени закончился, какая-то итоговая черта подводится, и что страна накануне какого-то нового и значительного поворота колеса истории, вслед за которым проигравшей стороной будет буржуазия. И поэтому именно она сделалась мишенью всеобщего литературного обстрела из всех лагерей и группировок. Одни бьют «нуворишей», их наглую беззастенчивость и живоглотные аппетиты, их тупость и мертвую хватку в условиях трудных времен родины, и тогда мы имеем выразительные жанровые картины в романах Клеман Вотеля—«Наш кю- рэ у богатых», «Наш кюрэ у бедных» и «Я— заядлый буржуа»,— сатиру старика М. Кор- дэ—«В Триконии» и др., полные юмора гротески Леон Лафажа—«Ботье Лампэнь— депутат» и целый ряд менее значительных, но не менее острых бытовых зарисовок. Другие направляют всю силу своего литературного огня на сокрушение пози ций старой буржуазии, на обличение того духа мещанства, которым пропитан весь строй жизни французского общества во всех его слоях и разрезах, и тогда перед на ми эпически спокойный бытовой роман, продолжающий традиции больших масте ров—Бальзака, Золя, Мопассана, раскрывающий язвы и психологию современников из господствующего класса, из представителей богемы, интеллигенции и т. д. Наи более популярные романисты выполняют это задание по мере сил и талантов. Фран сис Карко, сделавший, между прочим, весьма удачный отступ в историко-бытовой *) «На стальном коне». ГИЗ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2