Сибирские огни, 1928, № 2

— Зато могу сказать, что принимал солнечную ванну в Ледовитом мо­ ре. Не хуже ялтинского пляжа! Ясная и тихая погода сопутствовала нам от Северного мыса. Но 25 июля подул довольно сильный норд-вест. Сразу похолодело, и все заволокло мокрым туманом. «Колыма» успела во-время розыскать огромную стамуху (стоящее на мели нагромождение торосов) и стала на якорь под ее защитой. Льды опять подошли с севера и столпились вокруг нас в тумане. Было так холодно, что на палубе вода в ведрах мерзла; не верилось, что накануне любители ходили по палубе нагишом, а теперь им пришлось одеть шубы. К вечеру ветер перешел на норд, потом на норд-вест, и на следующий день подул сильный восточный ветер. По мере того, как менялось направление ветра, «Колыма» меняла свое положение за стамухой, прячась за ее высоким хребтом от нажима льдов с подветренной стороны. Восточный ветер опять развес льды и погнал их мимо «Колымы» на за­ пад. Путь открылся. Под свинцовым небом протянулись широкие полосы во­ ды, по которым бесконечной вереницей проносились большие поля и мелкие льдины, подгоняемые шумными всплесками волн. Стамуха, у которой мы стоя­ ли, была целым островом из ледяных холмов выше мачт «Колымы», и мы, гля­ дя на нее, рассуждали: сколько же потребуется теплых лет, чтобы она рас­ ползлась и растаяла? Мы получили наглядный ответ. Ветер на следующий день, 27 июля, про­ должался еще с большей силой. Полосы воды заняли большую часть моря, и теперь по этому морю на всем пространстве шли с Еостока и проходили на запад льды, располагаясь большими белыми расплывчатыми полосами, за ко­ торыми, обгоняя их и торопясь, шли более легкие мелкие льдины. Напирая на стамуху, льды с шумом поворачивались и уходили стороною, но постепенно от стамухи стали отламываться все большие куски. Набегавшая волна била в нее с такой силой, что брызги летели высоко вверх, а из-под низу стали выво­ рачиваться и всплывать на поверхность размытые куски тороса. К следую­ щему утру от ледяного острова остался небольшой холм, вот-вот готовый сдвинуться, рухнуть и пойти обломками вслед за другими льдинами. Ветер хорошо расчистил нам дорогу. Два дня «Колыма» шла между ред­ кими льдами, изредка останавливаясь из-за надвигавшихся туманов, все вре­ мя не видя берега. Только со слов вахтенных помощников, когда они кончали свои определения и исчисления, мы узнавали, что прошли устье Алазеи, потом Индигирку, Гусиную губу и подошли к Хромской губе. У Храмской губы (между Индигиркой и Яной) льды опять остановили «Колыму». Пришлось ждать, когда непрекращающийся восточный ветер, наш «союзник», как его называла команда, расчистит путь. Как только поредели льды, мы медленно тронулись дальше. Шурша по борту, проходили назад льдины, и одна из них попала под корму и повредила винт «Колымы»; по­ вреждение оказалось незначительным и не задержало нас. Дни стояли туманные, иногда падал снег. В одно утро я проснулся в каюте от сильного толчка; слышно было, как задрожали борта парохода. Это мы в тумане наткнулись на льдину. Хорошо, что шли малым ходом и отдела­ лись только усилением течи в судне. До Колымы в глубоких местах море было оживленней. Там изредка встречались и люди: чукчи на байдарах в море, чукотские стойбища на бе­ регу. До Колючинской губы попадались и киты и кашалоты, тяжело ворочав­ шиеся по поверхности перед нырянием вглубину. Несколько раз мы видели и одиноких моржей; увидев пароход, морж приподнимал повыше голову с серди­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2