Сибирские огни, 1928, № 2

нами. Прошли остров Шалаурова, у которого зимовал в 1924 г. «Ставрополь»; и здесь осталась после зимовки на голом диком берегу одинокая могила. За Шалауровым берег тянется обрывистой скалой, повышается и выходит в море у начала Чаунской губы высоким массивом Шелагского мыса... В ряду многих других мысов от Берингова пролива до устья Лены выделяются, как грозные часовые у широко раскинувшегося лагеря, три величественных мыса; Дежне­ ва, Шелагский и Святой Нос, последний у входа в море Лаптевых. Чаунскую губу пересекли, не видя льда. У острова Айона, к северу от ко­ торого далеко в море тянется отмель, вошли в густые льды и ждали прохода около суток. Здесь зимовал в 1919 г. Амундсен на «Mand». Потом лед немного разошелся, и «Колыма» медленно двинулась дальше. Ближе к устью Колымы встретили чистую воду. 21 июля остановились на один час у низкого Мед­ вежьего мыса, у входа в Колыму. Сзади нас шел колымским рейсом «Став­ рополь», к приходу которого должен был выехать из реки на Медвежий мыс лоцман. «Колыма» дала несколько свистков, но никакого ответа или знака с мысла не получила, только эхо гулко разнеслось по горам и тундре; лоцма­ на на мысу еще не было. VII. По новому пути. Пошли дальше, по новому курсу, на север. Мы начинали тот путь, ради которого была послана «Колыма», по которому до нас проходили когда-то па­ русные кочи, а после них—только «Вега», «Таймыр» и «Вайгач», «Mand»и в прошлом году шхуна Якутторга «Полярная Звезда». К вечеру подошли к Медвежьим островам, у одного из которых провела свою последнюю зимовку «Mand», и простояли здесь у Крестовского о-ва сутки. В проливах между островами стоял местный рыхлый лед, как в пруду ранней весною, среди которого мы шли тихо, но уверенно. По мысам и при­ метным камням на островах, пользуясь указаниями «Таймыра» и «Вайгача», капитан взял попровку компаса, показания которого изменились с переста­ новкой самолетов на полубе, произведенной после полетов на Северном мысе. Вскоре после того, как мы отошли от Крестовского острова, рыхлый и тонкий лед островных проливов заменился полосами обыкновенного морского, непроходимого льда. Пытаясь обойти его, «Колыма» прошла двадцать миль на север. Один из работников Великой Северной экспедиции Андреев когда-то видел гусей и куликов, летевших на север от Медвежьих островов, и высказал предположение о существовании там земли. «Таймыр» и «Вайгач», по своим наблюдениям, также считали вероятным существование «земли Андреева» по тому направлению, по которому теперь удалялась на север «Колыма». Но на­ ше судно не создано для отыскивания полярных островов, и забираться во льды далеко от берега ему не следует. Капитан повернул обратно, к Крестов­ скому острову. В следующие дни легкие южные ветра разогнали льдины и отнесли их к северу. «Колыма» стала медленно продвигаться на запад. Дно здесь настолько мелкое что мы, стоя на якоре на 25 футах глубины, не могли увидеть берег даже с марса; кругом, насколько хватал глаз,—спокойное море ледяных по­ лей, блестящих под солнцем, прорезанных голубыми каналами воды. 24 июля было даже жарко,' 26° С на солнце. Из Колымска по радио со­ общили, что там также стояли жаркие дни с грозами, что на крайнем севере случается очень редко. Корреспондент «Тасса» в одних трусиках залез в шлюпку и блаженствовал под солнцем; он в это лето должен был ехать в Крым, но вместо Крыма, попал на «Колыму».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2