Сибирские огни, 1928, № 2

День был туманный, серый. Штиль. «Колыма» шла средним ходом. Про­ шли прижавшийся к берегу островок Идлидля. Льдины стали попадаться чаще, начали встречаться полосы, тянувшиеся на версту и более. Замедлили ход. К вечеру льды еще более сгустились и окружили «Колыму» большими белыми полями. Остановились у одной из льдин. Несмотря на полное отсутствие вет­ ра, льды не стояли неподвижно; течение медленно передвигало их, открывая проходы по разным направлениям. Когда открылся проход на северо-запад, «Колыма» тронулась тихим ходом дальше. Скоро опять стала, опять пошла и так, часто останавливаясь, прошли всю ночь. *В команде «Колымы» из 39 человек было несколько побывавших в Ле­ довитом море, но для большинства и почти для всех пассажиров такое оби­ лие льда было в диковину. Так же медленно продвигалась «Колыма» и на следующий день. Старший помощник старался что-то разглядеть в тумане на берегу. В 1919 г. он ходил в Колыму на «Ставрополе», но «Ставрополь» с трудом дошел во льдах до Се­ верного мыса и в сентябре, не дождавшись возможности прохода во льдах, поворотил обратно. Наступили морозы, льды сковало, и «Ставрополь» зазимо­ вал у берега здесь, между островом Идлидлей и Колючинской губой. По берегу моря до Колымы изредка встречаются стоянки чукоч. Было такое селение и у Колючинской губы, но мы не могли увидеть его из-за тумана. Днем мы заметили, что с севера, в тумане, среди льдин, к нам проби­ рается кожаная байдара с пятью чукчами. Когда они подошли, мы бросили им конец, чтобы привязать байдару, и они взобрались на палубу. В байдаре ле­ жали три нерпы, толстые, серые, недавно убитые, с кровавыми ранками в ма­ леньких головках. Чукчи подтвердили, что лед здесь отошел от берега не­ давно. Угостили их чаем и галетами; осушив ведерный чайник, они сползли по канату в байдару и поплыли к берегу. У острова Колючина пароход делал несколько попыток пройти по раз­ ным направлениям, но куда ни шел—натыкался на сплошной лед. В одном месте за небольшой перемычкой льда виднелся канал воды, тянувшийся вдоль берега. «Колыма» стала у перемычки на якорь, изредка меняя положение, ко­ гда с боков незаметно придвигались льдины и грозили сдавить с двух сторон. На следующий день перемычка разошлась, и «Колыма» пошла дальше. За Колючинской губой положение льдов опять изменилось. Мы шли пол­ ным ходом по широкой береговой полосе воды, встречая изредка небольшие льдины, а к северу, справа от нас, лед тянулся беспрерывной сплошной поло­ сой. Видно было, что он стоит здесь так, как его оторвало и отнесло от бере­ га, целиком; еще не было ветра, который подгонял бы поля и лома,, их на большие куски. Недалеко от Северного мыса мы прошли мыс, у которого наша «Колы­ ма» зимовала в 1914 г., возвращаясь из Колымы. И опять на мысу виднелась могила: здесь похоронен механик, неперенесший' зимовки. В полдень 14 июля пришли к Северному мысу. Он выходит далеко в море острозубчатой стеной, а с материком соединяется низкой песчаной ко­ сой, поросшей травой. На косе растянулся десяток чукотских яранг и стоит домик—фактория Дальгосторга. Все оголено, и с какой стороны мыса к косе ни подойдешь—с востока ли, с запада ли— коса едва поднимается над водой и льдинами, застрявшими на песке, а над косой торчат бугры яранг и дом фактории; у фактории на шесте— красный флаг в честь нашего прихода. Джемс Кук побывал и здесь. Он дошел до мыса Северного со стороны Берингова пролива в 1778 г., встретил льды и вернулся в Тихий океан; там на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2