Сибирские огни, 1928, № 2
Петром вопрос: «Уповательно, ныне уже никому на мысль не придет, чтоб еще производить кор-аблеплавание по показанному морю». Но то, что было невозможно для кочей, ботов и дуббельшлюпов—стало возможным для пароходов. В 1878 г. суда экспедиции Нордельшельда «Вега» и «Лена» пришли с запада, обойдя мыс Челюскина, к устью Лены. Пароходик «Лена» вошел в ре ку и работает ка ней до настоящего времени. «Вега» пошла дальше и после зи мовки у Колючинской губы вышла в Берингов пролив. В 1893 г. Нансен на «Фраме» приплыл от Челюскина мыса в море Лап тевых и от Ново-Сибирских островов начал свой дрейф на север. В 1901 г. по тому же пути пришла «Заря», судно экспедиции Э. В. Толля, и после зимовки на Ново-Сибирских островах вошла в бухту «Тикси», близ устья Лены, где была оставлена на мели из-за отсутствия угля. В 1911 г. на нашей «Колыме» был сделан первый грузовой рейс из Вла дивостока в устье Колымы, и с тех пор колымские рейсы совершались еже годно, с перерывом на время гражданской войны. В том же 1911 г. начались работы гидрографической экспедиции Север ного Ледовитого океана. В 1912-1915 г. г. транспорты экспедиции «Таймыр» и «Вайгач» прошли море между мысами Челюскина и Дежнева в нескольких направлениях. Произведенная ими работа очень велика: карты, промеры и данные для лоции, составленные «Таймыром» и «Вайгачем», являются сле дующей ступенью после работ Великой Северной экспедиции. 1919-23 г. г. в этих же водах плавал Амундсен на «Mand». Результатом перечисленных экспедиций должно было явиться торговое мореплавание в Ледовитом море, частично осуществленное колымскими рей сами и развиваемое дальше нашим рейсом в устье Лены. Все на «Колыме» отдавали должное морякам, проходившим до нас по нашему пути; без их усилий невозможен был бы и Ленский рейс «Колымы». VI. В Ледовитом море. В тот же день, 11 июля, недалеко от мыса Сердце-Камень, «Колыма» встретила первые льды. Это были большие плоские береговые льдины, между которыми оставались широкие каналы воды. И без сведений от чукоч, на-глаз было видно, что это—береговой лед, который недавно взломало; он располз ся по морю пластинами и стоял здесь до ветров, которые должны были или унести его на север, или опять сбить в плотную массу и прижать к берегу, но уже изломанным и торосистым. В результате накопившихся наблюдений установлено, что в море Лап тевых и © Восточно-Сибирском море лед у берега взламывается в июле, и море очищается сколько-нибудь ото льдов только к августу, когда часть льда успевает растаять, а часть уносится ветрами к северу. Навигационное время здесь—август и сентябрь. «Колыма» вошла в Ледовитое море на три недели ранее, чем большая часть проходивших здесь до нее судов. Капитан «Колы мы» хотел не потерять ни одного дня, возможного для плавания, и быть у льда в тот момент, когда он еще только отходит от берега, даже если для этого где-нибудь придется простоять одну или несколько недель без движе ния, в ожидании. Поэтому встреча со льдами в самом начале пути никого не обескуражила; мы знали, что впереди льду будет еще больше, но и времени в запасе для его прохождения, до конца сентября, у нас тоже было еще много. Плавание в Ледовитом море для людей, боящихся качки, хорошее. Нет простора для валов, негде им расходиться между льдинами, и пароход идет по каналам между льдами, как по тихому озеру.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2