Сибирские огни, 1928, № 2

целое событие для его редких обитателей, вынужденных делиться с проез­ жающим последними остатками корма. Если бы все, кто посылаются на Чу­ котку в предположении, что они будут всесторонне обслуживать этот район, вздумали познакомиться со своим районом, то для населения это было бы на­ стоящим стихийным бедствием. Поэтому по побережью раз в год проезжает милиционер, остальные же служащие коротают дни и месяцы в Уэлене, ссорясь друг с другом и практикуясь в чукотском языке на населении ближайших 15-20 верст. И чукчи вдалеке живут, как жили, не ощущая никакого удобства от отсутствия начальства. С настоящего года по Чукотскому полуострову кое-где открываются культурные базы Комитета Народов Севера, построенные по-новому, более правильному принципу. На культбазе, которая сохраняет за собой и админи­ стративные права, вся работа строится вокруг основного стержня северной жизни—торговли—и проводится через лавку, больницу, школу, об’единяясь по одной линии поднятия культурно-экономического уровня жизни населения. V. Из истории края. От Дежнева мыса мы отошли 11 июля. Наш путь теперь лежал сначала на северо-запад, потом на запад, вдоль северных берегов Чукотского полу­ острова и Якутии, по Ледовитому морю. Начиналось выполнение поставлен­ ной «Колыме» задачи: пройти по Ледовитому морю не экспедиционным, а обыкновенным торговым рейсом, на обыкновенном коммерческом судне, вы­ грузить в устье Лены груз и вернуться в Тихий океан, положив начало регу­ лярному, раз в год, морскому сообщению с Леной. Северный Морской Путь из Европы в Азию, осуществить который пы­ тались, начиная с XV I века, голландцы, англичане, норвежцы, шведы и рус­ ские, после целого ряда экспедиций, сопровождавшихся часто гибелью судов и экипажей, до сих пор, как торговый путь, не открыт. Нескольким судам, из которых первой была «Вега» Норденшельда в 1878 г., удалось в два года прой­ ти вдоль всего северного побережья Азии в восточном и западном направле­ нии. В конце-концов, торговое мореплавание по- этому пути разбилось на от­ дельные части, по которым успешно и развивается. С запада через Карское море в устья Оби и Енисея ежегодно ходят караваны судов, так называемые Карские экспедиции. С востока, из Владивостока, также ежегодно' совер­ шаются рейсы в устье Колымы. Наш пароход должен был продолжить восточ­ ную часть пути дальше на запад, за Колыму, до Лены. Обе части пути, карская и ленская, повторяют плавания «промышлен­ ных и торговых людей» XV II и XV III века. Студеное море в течение полуто­ раста лет посещалось смелыми искателями наживы, пробиравшимися на боль­ ших парусных лодках, «кочах», вдоль берега, по чистой воде и между льдами, из устья одной реки в другую. В той части побережья Ледовитого моря, которую должны были пройти мы, впервые вышел из устья Лены в море в 1633 году якутский казак Иван Ребров и, плывя вдоль берега к востоку, открыл устье реки Яны (приводимые здесь данные взяты из брошюры В. Ю. Визе, изданной Академией Наук в 1926 году). В 1636 году, плывя далее к востоку, Ребров открыл устье Индигирки. В 1640 году Ребров тем же путем вернулся через устье Лены в Якутск; в своей челобитной он пишет:—«Преж меня на тех тяжелых службах, на Янге (Яне) и на Собачьей (Индигирке), не бывал никто, проведал я те дальние службы». С первых же лет плавания по новым водам начались и вынужденные зимов­ ки и гибель кочей и людей. В 1637 году казак Елисей Буза недалеко ушел от

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2