Сибирские огни, 1928, № 2

Но русско-японская война показала, что монгольская продовольственно-сырье­ вая база может иметь существенное значение. Потеря Манчжурии толкала к реваншу в Монголии. В 1910 году были снаряжены две торговые экспедиции томских профессоров: Боголепова и Соболева и московских промышленников для изучения причин паде­ ния сбыта русских товаров. Боголепов и Соболев в 1910 г. зарегистрировали 13 фирм в Кобдо, 11—в Улл- сутае и 85— в хошунах этих округов с общим количеством 197 факторий. Обе экспедиции констатировали наличие угрозы полной потери монгольского рынка; установили факты превращения русских фирм в проводников иностранных товаров и простых перекупщиков сырья на серебро и деньги. После напечатания отчетов экспедиций был намечен ряд мер. Одной из них— основной— являлось образование «Экспортного Товарищества», в которое вошли по­ чти все крупные фабрики, заводы и банки России. Товарищество ставило себе задачей вытеснение иностранных товаров с мон­ гольского рынка. В конце 1911 года Монголия провозгласила свою независимость. Многие китайские фирмы были разгромлены. Китайской торговле был нанесен тяжелый удар, весьма облегчивший возможность быстрого укрепления русской тор­ говли. Таким образом, монгольская революция провела резкую грань для второго периода. 1911—1921. Политические события 1911 года, провозглашение независимой Монголии осво­ бодили временно рынок от китайцев. Перед Россией встала задача— обслужить монгольский рынок полностью. Без подведения экономического фундамента поли­ тическая, даже условная, независимость Монголии (с русской ориентацией) не могла быть сколько-нибудь долговечной. При тогдашнем разрозненном анархическом частном капитале единственной движущей силой всегда была только прибыль ближайшего времени, а потому сколь- ко-нибудь продуманного и организованного выступления русского капитала нельзя было ожидать. При том местный капитал, к тому времени превратившийся в про­ водника китайско-иностранных товаров, был мал для того, чтобы быстро заполнить освобожденное китайцами место. С изгнанием китайцев, сразу же в Монголии обнаружился недостаток товаров, создались благоприятные условия для спекуляции, и цены на товары быстро начали повышаться. Открывшиеся перспективы на сей раз привлекли внимание и крупных купцов. Начала широко развертывать свою работу крупная фирма Швецовых, скупая шерсть и пушнину, усилила работу по шерсти фирма Стукен, пришли также московские фир­ мы Якоби Зоргачен, Бидерман и др. Открыло свои склады в Урге, Кяхтинском Май- мачине и Улясутае «Московское Экспортное Товарищество». Фирмы—Швецова, Стукен, Вогау и др. стали доставлять зеленые чаи из Хань­ коу морем до Владивостока и дальше по русским железным дорогам через Кяхту. С появлением крупного капитала и открытием «Монгольского Национального Банка» (автономный филиал Сибирского Торгового Банка) в дальнейшем недостатка в деньгах не было. Кроме денег, все крупные фирмы начали привозить не только, чаи, но и мануфактуру и другие товары. Среди других фирм по замыслу заслуживает особое внимание «Экспортное Товарищество», в состав которого, как уже выше упоминалось, входили пайщиками все крупные фабрики, заводы, банки (кстати ска­ зать, это «Товарищество» своей задачей ставило, кроме обслуживания монгольского рынка, также обслуживание рынка Персии). Цель «Товарищества»— сбыт русских то­ варов. Действительно, это «Товарищество» дало прекрасного качества далембу*), бязь и др. мануфактуру по дешевым ценам, примерно, далемба за кусок 1 руб. 30-40 коп. (8 у2 арш.), бязь 16-ти вершковая суровая за 14-15 коп. аршин. Ставя такие цели, организаторы «Товарищества» не учли, что в редко населен­ ной первобытной кочевой стране, не имеющей своего денежного хозяйства, с тыся­ чеверстными пространствами, нельзя достигать успеха без широко разветвленного аппарата, универсально работающего по закупке и сбыту. Вновь пришедшие круп­ ные фирмы не имели достаточного количества факторий для непосредственной ра­ *) Также была хорошая далемба спец. заказа фирмы Стукен, фаб. И. В, Демина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2