Сибирские огни, 1928, № 2
Но русско-японская война показала, что монгольская продовольственно-сырье вая база может иметь существенное значение. Потеря Манчжурии толкала к реваншу в Монголии. В 1910 году были снаряжены две торговые экспедиции томских профессоров: Боголепова и Соболева и московских промышленников для изучения причин паде ния сбыта русских товаров. Боголепов и Соболев в 1910 г. зарегистрировали 13 фирм в Кобдо, 11—в Улл- сутае и 85— в хошунах этих округов с общим количеством 197 факторий. Обе экспедиции констатировали наличие угрозы полной потери монгольского рынка; установили факты превращения русских фирм в проводников иностранных товаров и простых перекупщиков сырья на серебро и деньги. После напечатания отчетов экспедиций был намечен ряд мер. Одной из них— основной— являлось образование «Экспортного Товарищества», в которое вошли по чти все крупные фабрики, заводы и банки России. Товарищество ставило себе задачей вытеснение иностранных товаров с мон гольского рынка. В конце 1911 года Монголия провозгласила свою независимость. Многие китайские фирмы были разгромлены. Китайской торговле был нанесен тяжелый удар, весьма облегчивший возможность быстрого укрепления русской тор говли. Таким образом, монгольская революция провела резкую грань для второго периода. 1911—1921. Политические события 1911 года, провозглашение независимой Монголии осво бодили временно рынок от китайцев. Перед Россией встала задача— обслужить монгольский рынок полностью. Без подведения экономического фундамента поли тическая, даже условная, независимость Монголии (с русской ориентацией) не могла быть сколько-нибудь долговечной. При тогдашнем разрозненном анархическом частном капитале единственной движущей силой всегда была только прибыль ближайшего времени, а потому сколь- ко-нибудь продуманного и организованного выступления русского капитала нельзя было ожидать. При том местный капитал, к тому времени превратившийся в про водника китайско-иностранных товаров, был мал для того, чтобы быстро заполнить освобожденное китайцами место. С изгнанием китайцев, сразу же в Монголии обнаружился недостаток товаров, создались благоприятные условия для спекуляции, и цены на товары быстро начали повышаться. Открывшиеся перспективы на сей раз привлекли внимание и крупных купцов. Начала широко развертывать свою работу крупная фирма Швецовых, скупая шерсть и пушнину, усилила работу по шерсти фирма Стукен, пришли также московские фир мы Якоби Зоргачен, Бидерман и др. Открыло свои склады в Урге, Кяхтинском Май- мачине и Улясутае «Московское Экспортное Товарищество». Фирмы—Швецова, Стукен, Вогау и др. стали доставлять зеленые чаи из Хань коу морем до Владивостока и дальше по русским железным дорогам через Кяхту. С появлением крупного капитала и открытием «Монгольского Национального Банка» (автономный филиал Сибирского Торгового Банка) в дальнейшем недостатка в деньгах не было. Кроме денег, все крупные фирмы начали привозить не только, чаи, но и мануфактуру и другие товары. Среди других фирм по замыслу заслуживает особое внимание «Экспортное Товарищество», в состав которого, как уже выше упоминалось, входили пайщиками все крупные фабрики, заводы, банки (кстати ска зать, это «Товарищество» своей задачей ставило, кроме обслуживания монгольского рынка, также обслуживание рынка Персии). Цель «Товарищества»— сбыт русских то варов. Действительно, это «Товарищество» дало прекрасного качества далембу*), бязь и др. мануфактуру по дешевым ценам, примерно, далемба за кусок 1 руб. 30-40 коп. (8 у2 арш.), бязь 16-ти вершковая суровая за 14-15 коп. аршин. Ставя такие цели, организаторы «Товарищества» не учли, что в редко населен ной первобытной кочевой стране, не имеющей своего денежного хозяйства, с тыся чеверстными пространствами, нельзя достигать успеха без широко разветвленного аппарата, универсально работающего по закупке и сбыту. Вновь пришедшие круп ные фирмы не имели достаточного количества факторий для непосредственной ра *) Также была хорошая далемба спец. заказа фирмы Стукен, фаб. И. В, Демина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2