Сибирские огни, 1928, № 2

ПЕРВЫЕ ШАГИ. Минувший 1927 год нужно считать историческим для экономических взаимо­ отношений Сибири с Монголией. В минувшем году Сибирь ликвидировала един­ ственный свой орган экономической связи с Монголией—Монгольскую Контору Сибгосторга. Тем самым она как бы подвела итог 68-ми летним экономическим взаимо­ отношениям. Конечно, мы берем в одни скобки весь этот период весьма условно, так как методы работы советских организаций и те цели, которые они преследовали, совершенно несоизмеримы с методами и целями капиталистическими. Длительный период наших взаимоотношений дает нам значительный материал, на основании которого и многолетних личных наблюдений, мы попытаемся подвести некоторые итоги и сделать кое-какие выводы. Мы не ставим в задачу освещать тот длительный период транзитной связи по транспортировке чаев из Китая в Россию, эти сведения— начало первой связи того времени— относятся к 1645 году*). В 1689 году был заключен Нерчинский договор между Россией и Китаем, а ^ 1696 году проследовал первый торговый караван из России в Пекин, тем самым от­ крыл эру регулярных торговых сношений между Россией и Китаем, следовательно, и Монголией**). В 1728 году, после заключения Буринского договора на границе, на русской стороне были основаны Кяхта, а на монгольской (китайской) стороне, в 200 саженях, Маймачин, ставшие местом беспошлинной торговли между русскими, китайцами и монголами. В течение X V III столетия возникает и быстро развивается экспорт китайских: чаев (отчасти китайских тканей) в Россию через Кяхту, что давало значительный из­ возный заработок монголам, но это не была торговля с Монголией. Так было до Тянь-Цзинского трактата 1858 г., который открыл доступ в ки­ тайские порты европейским судам. После этого происходит крутой поворот в торговых отношениях между Рос­ сией и Китаем. С этого времени собственно и начинается история торговых отношений Рос­ сии с Монголией***). Монопольные ключи в Монголию и Китай у Кяхты выбил Тянь-Цзинский трак­ тат 1858 г. Последовавшее открытие Суэцкого канала в 1869 году открыло для чаев бо­ лее удобный и дешевый путь в Европу. Кяхта получила смертельный удар навсегда. В дальнейшем экономическое зна чение Кяхты быстро падает. В начале XX века оканчивается постройка Великого Сибирского Пути, кото­ рый добивает Кяхту, оттянув себе последние транзитные грузы. Торговля Кяхты с Китаем умерла. Только после этого удара кяхтинцы вынуждены были обратить свое внима­ ние на торговлю с Северной Монголией. *) Потанин Г. Н.—очерки С.-З. Монголии. Выпуск III, ст. 319. **) Монголия до 1Ф11 г. была в составе Китайской Империи. ***) Майский, И. М.—«Современная Монголия», 200 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2