Сибирские огни, 1928, № 1
Т головою на ЮЗ (в большинстве случаев) так же, как обычно и в Афанасьевском мо- гильнике, но в отличие от последнего мо- гнльника, и каменных ящиках или деревян- ных гробницах и, невидимому, с оградкой из камней на поверхности. Постоянное при- сутствие окиси меди (повидимому, разру- шившихся украшений) в могилах указы- вает, что медные изделия встречались у на- селения чаще, чем в Афанасьевскую эпоху. Эта культура была более распространена в могильниках Западной Азии (Западная Си- бирь, Киргизский край), а Минусинский край являлся восточной ее окраиной. За Андроновской культурой следовала Кара- сукская культура. В могильниках этой куль- туры видна преемственность от Андронов- ской культуры. Несомненную связь можно проследить и в элементах орнаментации глиняных сосудов. Древние носители этой культуры, несомненно, уже владели литей- ным искусством, у них было сильно развито овцеводство. Карасукскую культуру иссле- дователь относит к среднему периоду Ми- нусинской бронзовой эпохи и предполагает, что ее сменила другая культура—культура поздней Минусинской бронзы. Эта послед- няя, повидимому, имела ограниченное рас- пространение, но она долговременно и пыш- но развивалась в Минусинском крае, оста- вив после себя громадное количество мо- гил-курганов и др. памятников. Так, на основании долголетних и чрезвы- чайно тщательных исследований С. А. Те- плоухов восстанавливает прошлое Мину- синского края. Работа послужит прекрас- ным пособием для лиц, занимающихся изу- чением прошлого Сибири. Прекрасно испол- нены иллюстрации, изображающие наход- ки из раскопанных С. А. Теплоуховым мо- гильников. Работа А. В. Попова знакомит с вопросом о чудском племени Сибири. Автор приходит к следующим положениям: прачудь—древ- нейшее население равнин и плоскогорий Евразии; чудские племена Сибири и За- падной Европы, живые и вымершие, про- изошли от нее путем диференциации и рас- сеяния; они связаны между собой един- ством происхождения, языка, культуры. Культура эта не является заимствованной откуда-то со стороны, но представляет са- мостоятельное историческое явление, бога- тое блестящими приобретениями—медно- бронзовая индустрия, звериный стиль и ша- манство. Прачудь, повидимому, первона- чально зародилась в северных широтах Евразии и затем расселились в более юж- ные. Ее культура в своих основах ближе всего об'ясняется физико-географической средой северных широт, где остатки пра- чуди до сих пор сохранились; в более юж- ных широтах она была истреблена более могущественными культурами и их носите- ™ми. П. П. Хороших. Holmberg. l ino. Ph. D. Finno-llgric, Siberian (The Mythology of All Races. In XIII vol.—Yol IV. Boston, Archeological, insti- tute of America. 1927. (XXVI+588 p.) 8°. Американский Археологический Ин- ститут в Бостоне предпринял 13-ти том- ное издание «Мифологии всех рас». Пе- ред нами 4-й том этой грандиозной серии, посвященной финно-уграм и Си- бири. Из 588 страниц книги аборигены Сибири получили около 250. Мы не будем касаться в подробностях первой финской части сочинения. Она производит хоро- шее впечатление. Прекрасно иллюстри- рована, снабжена обстоятельным очер- ком истории вопроса и подробной би- блиографией, доведенной до 1924 года. Сводка Хольмберга, который делится также и личными наблюдениями (1911, 1913 г. г.), будет полезна особенно эт- нографам русской равнины. Основная мае- са восточных великоруссов, главным об- разом, северной озерной области, круто замешана на финских дрожжах. Север России был метрополией сибирской коло- низации. В сводку Хольмберга придется заглянуть и этнографу русского старожи- лого населения Сибири. Заметим лишь, что в очерке распределения финской на- родности автор придерживается старой административной терминологии, совер- шенно не упоминая о происшедших за время революции изменениях. Автор, по-' лагает, что высшей ступени цивилизации достигли только венгры, финны и эсты. Все остальные «угро-финны» отнесены к «примитивным народам», так же, как и туземцы Сибири. Это удобно для систе- мы, но противоречит основным началам этнографии. Вторая часть книги рассматривает, главным образом, так называемую ал- тайскую группу племен Сибири. Пале- азиаты затрагиваются мимоходом. Так что название работы—больше ее содер- жания. В 20-ти главах, иногда в подроб- ностях, часто с существенными пробела- ми (нет ни слова о культе медведя) *) система верований якутов, бурят, тунгу- сов, телеутов, монгол и др. Автор дает сравнительную характеристику космиче- ских мифов, представлений, связанных с землей, звездами, огнем, духами (хозяе- вами) природы, со смертью и болезнями. Последняя 21-я глава называется «Ша- манизм и тотемизм». Использована преимущественно рус- ская литература прошлого столетия— *) Новейшая работа по «культу мед- ведя у народов северного круга» американ- ского этнографа А. Ирвинга напечатана в журн. «American Anthropologist», vol. 28, <N& 1 за 1926*-. Мы ладим о ней отчет в ближайшее | время. Евразии и Сибири Ирвинг уделил должное внимание.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2