Сибирские огни, 1928, № 1

Новые работы о доисторическом прошлом Сибири. Шиобин Ван-Чжан. —«Следы пребывания китайцев в Сибири». Отд. оттиск из «Изве- стий ВСОРГО». Том 51, 1926. Иркутск, стр. .166-171, с приложением таблицы ри- сунков^. Тёплоухов С. А. —«Древние погребения в Минусинском крае». Отд. оттиск из «Ма- териалов по этнографии». Том III. Вып. II, 1927. Издание Этнографического Отдела Русского Музея. Страниц 57-111, со мно- гими рисунками, планами. Попов А. В. —«Чудь, как древнейшее на- селение Сибири». «Известия ВСОРГО». Том 51, 1926. Иркутск. Страниц 153-157. Последнее десятилетие- ознаменовалось развитием палеоэтнологических исследова- ний на необ'ятном пространстве Сибири и Дальнего Востока. Результаты исследова- ний оказались весьма значительны. Мы имеем возможность значительно расши- рить наши знания о доисторическом про- шлом Сибири, Д. Востока и Средней Азии. Постепенно раскрываются древнейшие эпо- хи, устанавливается их последователь- ность, продолжительность и пределы рас- пространения. Выясняются те события, ко- торые имели место на территории Север- ной и Средней Азии, начиная с появления •впервые здесь человека. Намечаются древ- нейшие торговые пути, накапливается ма- териал о культурных связях Северной и Средней Азии с западом, с Китаем и дру- гими странами. Найдены даже остатки са- мого человека древне-каменного перио- да— это первая находкка на територии Северной Азии. Рецензируемые нами работы дают весь- ма интересный материал для освещения доисторического прошлого Сибири. Работа Шиобин Ван Чжан знакомит нас с вопросом о находках древней китай- ской культуры в Сибири. Эта работа напи- сана автором на основании изучения древ- них китайских источников и в ней приво- дятся весьма интересные сведения о древ- нем Китае, о его борьбе и сношениях с со- седними племенами (гуннами, племенами Тоба, киданями, монголами и др.), делает- ся попытка об'яснить происхождение и на- значение некоторых древних китайских предметов, находимых в пределах Сиби- ри. Между прочим, г. Шиобин Ван-Чжан^ говорит, что, по китайским погребальным обычаям, при погребении употреблялся нефрит для затыкания всех отверстий тела мертвеца и насыпался в гроб также тради- ционный красный порошок, аналогичный кровавику, применяемому при погребении людьми неолитической эпохи Прибай- калья и других мест Сибири. Он же указы- вает, что находимые в Прибайкалье брон- зовые зеркала, частью можно отнести к династии Хань (2 век до Р. Хр., 2 век по- сле Р. Хр.), что нефритовые ножички и кольца, находимые в Прибайкалье, также, повидимому, китайского происхождения. Давность некоторых нефритовых колец и ножичков (из коллекций Иркутского Го- сударственного Музея), по мнению Шио- бин Ван-Чжан, может исчисляться около 2000 лет и более. Таким образом, история и археология определенно указывают на остатки в Сибири древней китайской куль- туры, и, нет сомнения, что эта культура имела определенное влияние, как наибо- лее развитая и совершенная. Китайцы вли- яли непосредственно или косвенно. Так, например, по мнению Шиобин Ван-Чжан, наблюдаемое разделение бурятских и во- обще туземных жилищ Сибири на жен- скую и мужскую половины и доктрина о «нечистоте женщины», пришли из Китая. К работе приложено два стихотворения Танской династии VIII века по Р. Хр., по- священных красавице Ван-Чжао-Гюн. Работа С. А. Теплоухова чрезвычайно ценна. С. А. Тёплоухов в течение многих лет занимается изучением древностей Ми- нусинского края. Им раскопано более 150 могил, различных по времени, стоянки каменного периода, осмотрены многие пи- саницы и другие древности этого края. Многочисленность памятников Минусин- ского края следует об'яснить тем, что Ми- нусинский край находится в чрезвычайно благоприятных условиях для культурного развития человека. Здесь мы видим пре- красные пастбища, плодородные почвы, обильные зверем и птицей угодия, богатые металлические рудники и т. д. Но, однако, несмотря на проявленный многими русски- ми и иностранными иследователями инте- рес к изучению этого края, все же смена культур Минусинского края еще не выяс- нена, не установлены взаимотношения ми- нусинских культур с культурыми запада. С. А. Тёплоухов раскопанные древности приурочивает к той или иной эпохе, обра- щая особое внимание на керамику, чего не делали предыдущие исследователи. В упоминаемой работе описываются мо- гильники Афанасьевской, Андроновской и Карасукской культур. Афанасьевская куль- тура является, по мнению С. А. Теплоухо- ва, наиболее древней и она относится им к энеолитической эпохе. Остатки погре- бальной пищи, найденные в этой культу- ре, указывают, что носители ее занима- лись охотой, рыболовством, было развито также скотоводство. Афанасьевская куль- тура была, повидимому, широко распро- странена в Минусинском крае. Далее сле- дует по древности Андроновская культура. Исследователь отмечает, что, несмотря на отличия между Андроновским культурным этапом и Афанасьевским, все же наблюдает- ся в Минусинском крае преемственность в некоторых особенностях погребального об- ряда и керамики. Покойников хоронили в могилах в скорченном положении, на боку,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2