Сибирские огни, 1928, № 1
КРИТИКА и БИБЛИОГРАФИЯ Вивиан Итин.—«Высокий путь». 11овести. Государственное издательство. Москва- Ленинград. 1927, стр. 275. В. Итин пять лет печатается в журнале «Сибирские Огни». Как поэт, для Сибири он является «мэтром»: у него учится пи- сать молодежь. Эта книга включает все его произведения, кроме повести «Урам- бо», непонятно почему в нее не попавшей. В. Итин не пользуется широкой извест- ностью в СССР. Явление обычное: в Си- бири, к слову сказать, есть поэты инте- реснее и выше И. Уткина (Л. Мартынов, например), но критика наша п р о е к ц и ей не интересуется. Так было и с Уткиным: «прославился» он, помещая в столичных изданиях уже напечатанные в Сибири стихи. Ту же «горькую» участь с поэтами делят и прозаики. В. Зазубрин бесспорно имел бы громкое имя, если бы он печа- тался в центре. То же самое можно ска- зать и по отношению к В. Юрезанскому, издавшему свою книгу «Зной» на Украине. В. Итин пишет интереснее и лучше среднего уровня наших известных беллет- ристов. С этим едва ли кто будет спорить, ознакомившись с его книгой. Темы его новы, оригинальны, словесно книга «сде- лана» тщательно и хорошо. Пишет он так, как он с а м чувствует мир и видит вещи, не соблазняясь той пошловатенькой, по- верхностной пеной словесности, которой обычно пробавляются наши беллетристы. Я не являюсь безусловным поклонником итинского «нутра». Повесть «Открытие Риэля», например, мне кажется неудачной. Ее тема слишком скрупулезна для бел- летристики, ее замысел не укладывается в живые, очевидные образы. Изобразить миры и наш мир, найденный посредством машины Риэля в отдельном атоме, изоб- разить его целостно и при том с худо- жественной убедительностью—задача, не- посильная и для огромного таланта. Для беллетристики это слишком научно, для науки же слишком фантастично и безот- ветственно. Грандиозные схемы мира, в роде Замятинского в его романе «Мы», чаще всего остаются бескровными. У Игина нет Замятинского недоверия к по- пыткам переделать мир, наоборот, Итин «уродует» мир, чтобы доказать неизбеж- ность его перестройки. Но и его задача, благодаря отвлеченности замысла, пере- груженности повести лирической мета- физикой, остается невыполненной. Писа- телю не удалось подвести вплотную чи- тателю к тем ощущениям, о которых рас- сказывает герой. Повесть «Каан-Кэрэдэ» и рассказ «Вы- сокий путь» безусловно удачны. Здесь нелегкий замысел облечен в нужную и крепкую форму. В этих вещах Итин об- наружил себя умным мастером слова. И при том своеобразным и любопытным. В. Итин—романтик не в классическом значении этого слова, а в новом, совре- менном. Итин—революционер. По тексту явствует, что он—коммунист. Но если Аристотель верно определил человека, как общественное животное, то Итин ,< этому хочет добавить: «и космическое». Человека писатель ощущает еще, как ча- стицу мировой громады. Ощущение, вко- нец забытое и чуждое для наших совре- менников. Эти две стихии—социальная и космическая — у писателя чувствуются одинаково сильно. Поэтому каждый ави- атор для писателя не только член Авиа- хима, но и, h omo Sopiens. побеждающий мертвые и недоступные до сих пор пространства. У многих людей уже давно умерло желание поднимать свои глаза вверх: к звездам, к просто- рам, не связанным с их личными ин- тересами. Разве у нас мало написано «авиахимских» рассказов? Итин впервые дал нам повесть и рассказ об авиации, как о подлинной победе над огромным миром мертвой стихии, нарисовал ряд новых ощущений, связанных с взлетом человека над землей. Человек движется lit только по пути создания гигиениче- ских уборных, он, кроме того, расширяет свой культурный мир путем завоевания новых пространств. Он с каждым момен- том раздвигает границы мира. «Каан-Кэ- рэдэ»—сказочная птица алтайских ле-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2