Сибирские огни, 1928, № 1
246 с. липин. же время за язык материала. Интересны, радуют взгляд, открывают ласковые и глу- бокие ноты линолиума вещи «Карусель», «Кладбище», «Поленница дров». Пусть в них художник кроет белым, пусть это наивная музыка, но это настоящая музыка. Компо- зиция, в которой эффект достигнут равномерной игрой белых линий по всему листу, говорит о принужденной, вполне самостоятельной постановке множества интересных формальных задач в линогравюре. Тон, смешение плоскостей и пространственной трактовки листа, одновременное применение живописных и графических принципов—все это, может быть, не ново, но в данном случае имеет большую значимость. Художник через это проходит, это пе- реваривает, это его шаги к овладеванию способами и приемами мастерства. «Арьян гонят»—вещь графично-зрелая, но ей приходится ставить в упрек ком- позиционную выхваченность. И затем все-таки, трактовка этнографического материала цивилизованными манерами походит более на модный фокстрот, чем на целый и обоятельный примитив. Совершенно новой, неиспробованной свежестью веет от ве- щей «Столовая», «Китаец» и «Милиционер». По-новому художник подошел к листу, сознательнее определяя место для чер- ного и белого. Самое ценное в них—это, пожалуй, острота выражения реалистических моментов,—-путь, который даст возможность художнику овладеть и формой и содер- жанием. В противоположность Заковряшину, линогравюры Виктора Уфимцева бедны те- матикой. Спокойный, уравновешенный созерцатель,—живописец, мысль которого щу- пает пятнами внешние облики Туркестана, его обитателей, ищет в арыках, карагачах, гаимах, гайханах, экзотики, которая, видимо, волнует художника. Нужно ли искать экзотику? По моему, не нужно. Мы очень здоровы и для возбуждения нашего аппетита не нужно экзотиче- ских блюд. Но, как графические вещи, формально линогравюры В. Уфимцева, безу- словно, имеют большой интерес. Уфимцев отбрасывает в сторону шлифовку деталей, обращая внимание на основ- ное—сделать хорошую композицию, которая брала бы не деталями, не закруглен- ностью или остротой линии, а основным построением пятен и благдаря этому его при- митива приобретает цельность и выразительность. Сибирская графика в пеленках. Особенность ее положения в том, что она сама и пеленки моет. Но от этого ей вреда нет. От э то го она растет крепкой и здо- ровой. И вырастет без образованных теплушек, бонн, нянек, неизбалованная, вый- дет хорошей работницей в общий круг культурной стройки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2