Сибирские огни, 1928, № 1

Показанная вещь становится противной, ненуж- А. Заковряшин. ной. Закрыть ее, растоптать, уничтожить, переделать все, что угодно, только не видеть ее проколото:'; взгля- дами, а иногда и равнодушным зевком. Самоучка всегда с папкой. И в папке его всегда ворох работ, которые показывает он всякому, кто, по его мнению, смыслит в искусстве. Это его школа. На беглых взглядах, брошенных замечаниях строит он даль- нейшую работу. Александр Заковряшин—художник-самоучка. Он режет на линолиуме, рисует пером и кистью. В основе его искусства, кроме бурной композиции, своеобраз- ный острый подход в восприятии и выражении. Искусствовед назвал бы его искусство экспрес- сионизмом. При всем этом в голове у нега и в руке, которая держит штихель, твердое желание указать на жизнь, протиснуть сквозь стремительную индивидуальность пейзажи и жанровые сцены, вскрыть действительность, показать незамеченную в сутолоке деталь. Его вещи, линогравюры, которые печатаются в этом номере, го- ворят о больших шагах, которые делает художник в смысле своего художественного роста. В его работах, начиная с круговых футуристи- ческих рисунков, монтажей, где художник работал ис- ключительно пером, до линогравюры «Портной», заме- чается стремление сделать под кого-то, а поэтому ве- щи, которые фигурировали на 1 Всесибирской выстав- ке, определенно отдают провинциализмом, перепева- нием того, что давно уже было спето в художествен- ных центрах. После выставки в работах А. Заковря- шина поворот, прежде всего, к определенному мате- риалу, а также и к более серьезному использованию тех возможностей, которые дают такой материал, как гравюра на линолиуме. Первая работа этого периода «Лето», ее нужно отметить, как начало серьезного знакомства с материалом. ^ Рука с резцом еще не отвыкла от пера, кисти, заботливо дробит плоскости, путаясь в белом пятне и линии, давая волю пейзажной настроенности, хватаясь в та Минусинск. Еврейское кладбище. А. Заковряшин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2