Сибирские огни, 1928, № 1

физики» и самый ее яркий выразитель, занялся «чистой» лирикой. «Космизм» погиб с первыми годами нэпа. Но без него немыслима была бы нынешняя пролетарская поэ- зия. Он сообщил ей необходимый заряд самоутверждения. Он выделил ее из плоти ок- ружающей литературы. Он переболел за нее болезнями детского возраста. Даже его мотивы повторяются в ней в смягченном виде. Принцип заводского образа, «произ- водственного» восприятия вселенной, доведенный «космистами» до скучного и без- вкусного преувеличения, живет хотя и менее явственной жизнью и в современной пролетарской лирике. Так, в течение всего нескольких лет литература совершенно изменила свой облик. Изысканную и манерную, занятую «вечными» проблемами любви и смерти, при- творяющуюся мистической, отрешенную от real ia для real iora или устойчиво-бы- товую, традиционно-реалистическую, спокойно-направленческую, радикальную чаще в силу традиций, чем революционного темперамента—ее нельзя было узнать в боевой поэзии агиток и барабанной поэзии «улицы», в заводской романтике «Кузницы» и озорном богоборчестве имажинистов. Нозое искусство отрицало все, чем жило и во что верило старое: его эстетизм и его эстетические каноны, его порядок мыслей и его строй чувств, его требования логической расчлененности и внутренней цельности, его психологизм и его реализм, его повышенную уценку значенья художника и порой даже самую необходимость искусства. Статическим и созерцательным формам старо- го были противопоставлены формы сугубо-действенные и динамические. Динамика до-" стигалась во что бы то ни стало и любой ценой. «Разорванность сознания» и строение по ассоциациям разрушили былое единство вещи. Легкая конница стихов вытеснила грузную пехоту прозы. Вместе с тем проявляется тяготение к утилитарным формам поэзии: агитка, плакат. Возникает теория производственного искусства. VIII. Второй фазис в развитии литературы наступает вскоре после введения нэпа. Гражданская война закончилась. Страна входит в период хозяйственного восстановле- ния. Для литературы это означает, прежде всего, возобновление книжного производ- ства, издание журналов, возможность для писателя заняться всерьез писательским де- лом. На первых порах выдвигается впер д именно количественный рост литературы. Оживают частично замершие в анабиозе группки, сохранившиеся от прежнего. Начи- нает работать кое-кто из молчавших видных «стариков». Но главное, за счет чего совершается potT, это—появление все новых и новых кадров молодежи—илн вовсе еще неизвестной, пришедшей впервые, или только-только начавшей выступать в по- следние предреволюционные годы. Это начало нового фазиса, характеризующееся преобладанием «количественных» процессов, можно назвать периодом собирания ли- тературы (1921-23 г. г.). Большую роль в деле собирания сыграл журнал «Красная Нозь», об'единив—чй вокруг себя ряд писателей, преимущественно прозаиков. Если «кафейный» период отличался гегемонией стихов и почти полным отсут- ствием прозы, то новый проходит под знаком постепенно усиливающегося преоблада- ния последней. Проза возродилась,—и это было фактом огромного значения. Но возродившаяся проза была очень мало похожа на прежнюю. Читателю она даже показалась более своеобразной, чем была на деле. Внешне хаотическая и разор- ванная, лишенная стройности последовательного развития действия, «многопланная», переходящая то и дело из одной сюжетной или «временной» плоскости в другую, по- строенная не на архитектоническом, а на музыкальном принципе: повторяющихся лейтмотивов, жадная к цветному народи ту слову, к заговору и частушке, к газет- ной вырезке, к архивной пометке, ко всякому красочному «чужеродному» материалу, вставляемому яркими кусочками в . ткань произведения, как куски дерева или жести в картины кубистов, судорожная и торжественная—такой предстала она в вещах Бори- са Пильняка, виднейшего писателя тех лет. Пильняк не был одинок: за ним или рядом с ним шла целая плеяда писателей: Лидин, Огнев и др. В лице Н. Никитина к нему при- близилась и группа «Серапионовых братьев». «Многопланность» и другие особенности конструкции и слога роднили с ним таких авторов (правда, выступивших несколько, позже), как Малышкин или Артем Веселый, у которых колеблющаяся полисюжет- ность Пильняка перешла в полную бессюжетность; создавался определенный стиль эпохи, накладывавший свой отпечаток даже и на наиболее удаленные фланги литера- туры. Литературные истоки этого стиля ясны: он идет, главным образом, от Андрея Белого и Ремизова. Общность стиля явилась до известной степени следствием сходства содержания. Проза этих лет отличается однородностью тематики. Прекращение гражданской вой- ны, переход к мирному положению дали писателю впервые возможность художе- ственно осознать то огромное, что совершилось только что на его глазах, и чего он сам, большей частью, был активный участник. Гражданская война явилась главным, по- чти исключительным об'ектом художественного изображения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2