Сибирские огни, 1928, № 1

дывается общая концепция мира». В обществе, разделенном на классы, опре- деляющим моментом являются классовые интересы. В конечном итоге они коренятся в экономике данного строя. Совершенно очевидно, что некоторые классовые концепции мира помогают художнику быть прямым зеркалом по отношению к действительности, другие, наоборот, делают это живое зерка- ло выпукло-вогнутым, тусклым, неровным, исцарапанным. Наиболее благо- приятной для художественно-правдивого проникновения в действительность представляется эпоха, когда класс, чью концепцию мира разделяет художник, находится в стадии под'ема, роста и расцвета. В эти моменты класс в своих интересах, домогательствах, намерениях и действиях выражает в той или иной мере интересы и потребности огромного большинства общества, и в общей кон- цепции мира этого класса отражаются нужды этого общества и всего куль- турного человечества, потребности дальнейшего развития. Однако, это положение требует уточнения. Прежде всего общая кон- цепция мира нового поднимающегося класса не есть нечто готовое, застыв- шее. Она вырабатывается в сложном диалектическом процессе. Она должна прежде довольно отчетливо сформироваться, чтобы художник, руководствуясь ею, мог бы правдиво отражать действительность. Такое оформление нуждает- ся в сроках. Обычно, чаще всего, особенно в исскустве, такое оформление становится возможным, когда класс уже победил главные препятствия, упро- чил в основном свое положение, т.-е. в периоды органического развития Искусство преимущественно—занятие мирное. Искусству бывает трудно в эпоху войн, битв, острых классовых столкновений и напряженной борьбы. В эти моменты воля видеть затемняется сплошь и рядом волей хотеть и дей- ствовать. Препятствуют также и общие неблагоприятные экономические и бытовые условия. В наше время пролетариат имеет все основания считать свою общую концепцию мира выражающей интересы общественного развития человечества, но даже в России пролетариат далек от того минимального бла- гополучия, какое необходимо «для процветания наук и искусств». С другой стороны, не редки случаи, когда класс, находящийся в явно ущербном состоянии, выдвигает необычайно сильных художников, впитавших в себя господствующий распад, духовную прострацию и дезорганизацию. И именно эта отравленная общая концепция мира помогает раскрыть с гигант- ской, неподражаемой силой темные стороны человеческого духа и бытия. В их произведениях, выражаясь словами В. Г. Короленко, сверкают «открове- ния изумительной силы и глубины». Они собирают и отражают все мизан- тропическое, гнойное, уродливое, нелепое, глупое, недостойное человека. С их вещами часто случается то, что бывает с человеком, когда он наблюдает отражения в неровной поверхности, ив'еденной ржавчиной. В уродливо растя- нутых чертах лица, в идиотски приплюснутом лбу, в искривленном носу, в сдвинутом в сторону подбородке, в непомерно увеличенных глазах, в зверски раздвинутой челюсти вдруг почудится своеобразная гармония, блеснет что-то удивительно характерное, типическое и своеобразное, чудесная и страшная карикатура на плотоядие, чревоугодие, «а тупость, животность, на подха- лимство, свирепость и т. д. И вы надолго запоминаете чудовищный образ, и он кажется более правдоподобным и настоящим, чем обычные, гармоничные отражения. Такой был гений Гоголя и Достоевского. Художественное произведение есть результат взаимодействия об'екта и суб'екта. Художественно правдиво то произведение искусства, в котором суб 'ективные чувства и мысли, пропущенные сквозь эстетически оформлен- ную общую концепцию мира, имеют характер и об'ективного показания. Следовательно, художественная правда, отличается от всякой иной правды, скажем от правда научной, не тем, что она суб'ективда, а тем, что эта вполне

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2