Сибирские огни, 1928, № 1

дожник никогда не является простым зеркалом, отражающим явления жизни, хотя он и не творит их лишь из себя. В каких же взаимоотношениях находят- ся в исскустве суб'ект и об'ект, художник и действительность? Для ответа на этот вопрос я позволю себе напомнить пространные, но превосходные мысли, высказанные по этому поводу В. Г. Короленко. В статье о Л. Н. Толстом он писал в 1908 г.: «Если не ошибаюсь, Гюи-де-Мопассан сказал, что каждый художник изображает нам свою «иллюзию мира». Обыкновенно принято сравнивать худо- жественное произведение с зеркалом, отражающим мир явлений. Мне кажет- ся, можно принять в известной комбинации оба определения, х у д о ж н и к- зеркало, но зеркало живое. Он воспринимает из мира явлений то, что под- лежит непосредственному восприятию. Но затем в живой глубине его во- ображения воспринятые впечатления вступают в известное взаимодействие, сочетаются в новые комбинации, соответственно с лежащей в душе худож- ника общей концепцией мира. И вот, в конце процесса зеркало дает свое отражение, свою «иллюзию мира», где мы получаем знакомые элементы действительности в новых, доселе незнакомых нам сочетаниях. Достоин- ство этого сложного отражения находится в зависимости от двух главных факторов: зеркало должно быть ровно, прозрачно и чисто, чтобы явления внешнего мира проникали в его глубину не изломанные, не извращенные и не тусклые. Процесс новых сочетаний и комбинаций, происходящий в тво- рящей глубине, должен соответствовать тем органическим законам, по ко- торым явления сочетаются в жизни. Тогда, и только тогда, мы чувствуем в «вымысле» художника живую художественную правду. Иллюзия мира... Да, конечно. И эти иллюзии сложны и разнообразны, как и сам воспринимаемый мир. Одно и то же лицо может быть отображено в зеркале плоском, или вогнутом, или выпуклом. Ни одно из этих зеркал не солжет—элементарные процессы природы лгать не могут (кажется, в этом смысле софисты доказывали, что лжи совсем нет). Но, если вы отразите все эти изображения на экране и измерите их очертания, то увидите, что только прямое зеркало дало вам отражение, разм ры и пропорции которого об' ектив- но совпадают с размерами и пропорциями предмета в натуре. Отражение того же лица на поверхности самовара, конечно, не «ложь»: оно и движется, и изменяет выражение, оно, значит, о т ража ет действительное, живое лицо. Но между этим лицом и видимым нами отражением легли искажающие свой- ства выпуклой поверхности. А ведь порой на этой поверхности есть еще ржавчина или плесень, или она из ' едена кавернами, или окрашена случайными реактивами, изменяющими живую окраску. И тогда, вглядываясь в чуть черкающее отражение живого лица, мы едва узнаем знакомые нам черты— они растянуты, обезображены, искажены: на месте глаз—ржавые пятна, вме- сто живого тела—цвет разложения, вместо «иллюзии живого явления»—«ил- люзия» призрака. Конечно, может случиться, что и при такой отражающей поверхности, внутренний процесс творчества будет обладать свойствами органически правильного и оригинального сочетания, как это было, например, у больного Достоевского. И тогда в искаженных отражениях местами, как клочки неба в черных лесных озерах, будут сверкать откровения изумительной глубины и силы. Они будут и драгоценны, и поучительны, но всегда односторонни. Они вскроют нам почти недоступные глубины больного духа, но не ищите в них ни заканов здоровой жизни, ни ее широких перспектив. Продолжая ранее взятое сравнение, я скажу, что по прямому отражению пейзажа, за- рисованного с птичьего полета на бумаге, вы можете ориентироваться в на- туре, легко найдете свою дорогу и рассчитаете усилия, необходимые дтя до- стижения цели. Попробуйте сделать то же по рисунку, отраженному непра- вильной зеркальной поверхностью, и, конечно, вы собьетесь с пути». Так писал В. Г. Короленко. Художник в своем произведении отражает действительность, но он от- ражает ее в соответствии со своей «общей концепцией мира». А от чего зави- сит эта общая концепция? Она зависит от общественно-бытовых, от куль- турных, от политических, от исторических, от наследственных условий, в ко- торых живет и действует человек. Эти условия оформляют его нравственные, правовые, религиозные, эстетические, научные взгляды, га которых и скла-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2