Сибирские огни, 1928, № 1
если они имеют характер об'ективности. В этом искусство не отличается от науки. Об'ект и у художника, и у ученого один и тот же. Своеобразие, осо- бенность художника в то,я, что он мыслит не отвлеченными категориями!, а образами. В достоверности или недостоверности той или иной научной тео- рии мы убеждаемся путем ее логической оценки. В правдивости или неправда- вости произведения искусства мы убеждаемся путем эстетической оценки. Ху- дожественный образ есть наше представление, но от обычного представления он отличается тем, что наделен обобщающей силой. Он касается не отдельного явления, а группы явлений. И так как художественный образ имеет своей целью обобщить группу явлений, он всегда получается в результате чувствен- ной и умственной деятельности человека. Художественный образ не есть фо- тография, не есть копия действительности, не есть пассивный снимок, но он не является и выдумкой. Он вытесняет в нас и заменяет конкретные представле- ния одним обобщенным представлением. И вместе с вытеснением этого конк- ретного материала он вытесняет и наши реальные непосредственные чувства. Любовь, ненависть, жалость, презрение, которые мы испытываем, читая роман, повесть, рассказ, поэму,—совсем не та любовь, не та жалость, не та ненависть, не то презрение, которое мы испытываем в повседневной нас окружающей жизни. В жизни мы переживаем эти и другие чувства, если можно так выра- зиться, в неочищенном состоянии. Они вызываются в нас и конкретными людьми, конкретными событиями. Они создают в нас и конкретные предста- вления. В искусстве, где наши представления очищены, обобщены, и наши чув- ства, и наши мысли, связанные с этими: чувствами, тоже переживаются и ис- пытываются нами в обобщенном виде. Реальное, не художественное чувство всегда ограничено, всегда приурочено к данному случаю, событию, лицу. Ху- дожественное чувство благодаря обобщающей силе образа лишено непосред- ственности, оно скорее подобно сновидению, оно более тускло и отвлеченно и как бы более прозрачно и легко, но оно захватывает больший круг явлений, оно лишено всего несносного, случайного, излишнего, оно более подвижно и более экономно. Художественное чувство не заставляет нас расходовать в слишком интенсивных переживаниях наши силы, и оно, поэтому, дает нам воз- можность в короткие отрезки времени вместе с героем повести, романа ис- пытать и горе, и радость, нередко всей его жизни. Когда художественный образ кажется нам убедительным? Он кажется нам убедительным тогда, когда мы переживаем особое душевное состояние радости, удовлетворения, возвышенного успокоения, любования, сочувствия автору. Это душевное со- стояние и является эстетической оценкой произведения искусства. Эстетиче- ское чувство лишено узко-утилитарного характера, оно бескорыстно и в этом отношении связано органически с нашими общими понятиями о прекрасном, хотя, конечно, и уже этих понятий. Эстетическая оценка произведения—-кри- терий его правдивости или неправдивости. Художественная правда определяет- ся и устанавливается именно благодаря этой оценке. Те критики, которые за- бывают об этой элементарной истине и строчат свои фел! етоны и статьи безо всякого намека на художественную оценку произведения, занимаются, в луч- шем случае, переливанием из пустого в порожнее. В свое время Г. В. Плеха- нов знал настоящую цену этим упражнениям. Суздальская мазня прикрывает- ся рассуждениями о социологическом методе, но социологический метод не исключает, а включает эстетическую оценку. В этом мы убедимся шике. В художестве, как и в науке, наши суб 'ектиБньге ощущения должны иметь об'ективное значение. В искусстве правда познается путем эстетиче- ской оценки. Эстетическая оценка получается в результате ощущения, что ху- дожник верно, понятно, близко для нас сконструировал свои образы. Но кон- струируя свои образы в соответствии с действительностью, подлинный ху-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2