Сибирские огни, 1928, № 1

В о п р о сы х у д о ж е с т в е н н о го т в о р ч е с т в а. Л. Анисимов. I. У меня сохранилась пачка писем. Они написаны слушателями курсов, ВУЗ'ов, рабочими корреспондентами газет. Авторы этих писем касаются самых разнообразных тем, преимущественно художественного порядка. С особой настойчивостью, иногда прямо, иногда косвенно, в этих письмах ставится во- прос, что такое художественная правда? В самом деле, это—основной вопрос в искусстве. О художественной правде не мало писалось и самими художни- ками, и критиками, в частности Белинским. Чернышевский, Добролюбов, Пле- ханов разработали у нас эту тему в ряде блестящих и непревзойденных статей. Но так как вопрос о художественной правде продолжает занимать и писате- лей, и читателей, вызывать споры и разногласия, то не мешает еще и еще лишний раз сосредоточить на этой трудной проблеме внимание. Я не собираюсь и не беру на себя смелости осветить сложный вопрос о художественной правде с надлежащей полнотой. И, кроме того, мне предста- вляется более своевременным оттенить такие стороны и части этого вопроса, которые больше всего выдвигаются теперешним временем, состоянием искус- ства наших дней и запросами наших художников, читателей и зрителей. Огра- ничивая себя таким кругом, я все же нахожу нужным остановиться предвари- тельно на некоторых положениях общего характера. Художник, создавая свой художественный мир, имеет цель, как и вся- кий иной человек, со своими ощущениями и представлениями. Он как бы окру- жен ими и не может выйти из них. Это—бесспорная истина. Но эта бес- спорная истина довольно и бессодержательна: она не отвечает на вопрос всех вопросов—имеют ли наши суб'ективные ощущения об'ективное значение. Тот, кто придерживается утверждения, что бытие определяет собою сознание, а не наоборот, обязан сказать себе, дабы не впасть в невыносимые противоречия, что наши суб'ективные ощущения могут иметь и об'ективное значение. Я считаю единственно достоверным мнение о примате бытия над сознанием и потому полагаю, что через посредство наших ощущений мы познаем об'ек- тивный, независимый от нас мир. Наши образы мира не являются его точны- ми копиями, но они не являются и смутными иероглифами мира и тем более они не носят только суб'ективный характер. Практика определяет, что в на- ших образах имеет лишь .тачное значение и что является подлинными, досто-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2