Сибирские огни, 1928, № 1

сальному строительству 103.647 тыс. руб. Накопления предприятий в 10 лет почти на 75 проц. покроют вложения (по подсчетам Дальплана). Не будем останавливаться на этого рода проектах в целом, так как это заняло бы много места. Остановимся только на проекте о постройке хлоп- чато-бумажной и шерстяной фабрик (стоимостью свыше 20 милл. руб.). По- стройка хлопчато-бумажной фабрики проектируется во Владивостокском районе. Работа фабрики будет производиться на китайском хлопке, произ- водительностью в 30 милл. метров бумажной ткани, стоимостью в 15 милл. руб.; стоимость же самой фабрики обойдется в 14,8 милл. руб. Жаль, что автор статьи «Капитальное строительство обрабатывающей промышленности», помещенной в указанном выше труде, не подсчитал себе- стоимость хлопчато-бумажной ткани, которая будет производиться на проек- тируемой фабрике. Он только отметил, что стоимость 30 милл. метров бумажной ткани будет равна 15 милл. р., иначе говоря—50 к. метр. При цене метра хлопчато- бумажной ткани в 30-33 коп. в Москве, продажная цена его во Владивостоке в настоящее время не может быть выше 50 коп. метр. Следует при этом от- метить, что качестто современного советского товара выше качества товара, который даст новая фабрика из китайского хлопка. Важно еще отметить и то, что мощность новой фабрики будет очень невелика. К концу десятилетия будет открыто «около 27 проц. всей потреб- ности Дальне-Восточного края к тому времени». Иначе, говоря—73 проц. хлопчато-бумажной ткани попрежнему будут ввозиться из центра Союза и контрабандным путем. Необоснованным является также проект устройства суконной фабрики, которая должна работать на забайкальской шерсти, т.-е. вырабатывать грубо- суконные изделия, спрос на которые в крае ничтожен. Не останавливаясь на проектировании другого рода производств, требу- ющих значительных капитальных вложений, нам важно в данном случае от- метить наличие тенденций по насаждению своей обрабатывающей промыш- ленности. Эта точка зрения, т.-е. стремление к изжитию Дальне-Восточным краем зависимости от центральных рынков Союза, а также иностранных во- сточных, не нова среди части хозяйственников и экономистов края. Встре- чает эта точка зрения поддержку и среди ряда экономистов, так или иначе изучающих народное хозяйство Дальнего Востока. Мы имеем в виду книгу т. т. Дербера и Шера «Очерки хозяйственной жизни Дальнего Востока», ав- торы 1 которой трактуют о насаждении в крае «большой промышленности», продукцию которой можно было бы даже вывозить на иностранные восточ- ные рынки. Такого подхода к вопросу чрезвычайной важности, обусловливающему основные линии в развитии производительных сил Дальне-Восточного края, мы совершенно не разделяем. Для развития в Дальне-Восточном крае «боль- шой промышленности» (фабрично-заводской) или по производству изделий легкой индустрии нет необходимых данных, по крайней мере на ближайшее время. Наличия топлива еще недостаточно для того, чтобы разрешить про- блему производства. Ничтожная емкость рынка края может вызвать созда- ние лишь карликовых предприятий, со слабой мощностью и высокой себестои- мостью продукции, что уже отмечалось выше в отношении хлопчато-бумаж- ного и суконного производства. Это поставит вновь открываемые предприя- тия в невыгодное положение со стороны их конкурентноспособности. При высокой себестоимости продукции предприятия будут поставлены' в необхо- дамость снижать качество товара.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2