Сибирские огни, 1928, № 1

ским движением. В виду того, что социалистическое хозяйство коренным об- разом изменяет значение человека в процессе развития производительных сил, так же коренным образом должны измениться методы изучения послед- них. Из дела отдельных профессионалов оно должно стать массовым заня- тием широких кругов населения. В данном случае с особым вниманием сле- дует остановиться на так называемой научной общественности, которая пред- ставляет собою свободное об'единение научно-исследовательских сил для изу- чения края. Современные краеведческие организации представляют собой по суще- ству совершенно новые об'единения, не имеющие аналогии в прошлом. Во второй половине истекшего столетия в капиталистических государствах, где с особою силою проявились противоречия первоначального капиталистическо- го накопления и обездоленные массы стали представлять определенную поли- литическую и даже санитарную опасность, проявилось новое движение в сто- рону популяризации знаний. Впервые, в семидесятых годах в Англии возникло общество распространения университетских курсов. Затем такие же обще- ства воникли во Франции, Германии и других странах. Европейские примеры по распространению внешкольного знания среди народных масс нашли свое подражание в России. Одновременно возникли: в Москве—Комиссия при Учебном Отделе Об-ва распространения технических знаний и в Петербург ге—Комитет при Педагогическом Музее военно-учебных заведений. Этими организациями намечался для читателей круг наук, указывалась литература, организовались публичные лекции, были открыты для публики коллекции и библиотеки, заведены с провинцией личные и письменные сношения. Но в задачи этого движения входила популяризация знаний, распространение уже добытых истин, фактов и сведений из всех наук и обо всем. Советское краеведение поставило себе задачу более высокую. Она за- ключается в онаучивании масс, т.-е. в приобщении их к отысканию научных истин собственными силами. При популяризации знаний активен руководитель и пассивна аудитория. При краеведческом движении творцом науки становится активная масса. Краеведение создает армию рядовых научных работников. Как известно, познание действительности представляет собою целый ряд мо- ментов: наблюдение, собирание материалов, обработка их—систематическая, морфологическая, генетическая и т. д. Научные деятели посредством теорети- ческих курсов и практических занятий в свое время приучались правильно владеть всеми указанными моментами научного познания. Краеведение при- учает массы к тому же самому. Смотря по об'ективным условиям и личным способностям, отдельные лица, вовлекаемые в краеведческую работу, овладе- вают различными моментами научного познания и достигают разной степени научной зрелости. Во всяком случае, при правильной постанвке краеведческой работы получаются большой ценности достижения. Последние позволительно сравнить с итогами круговращения веществ в природе (серы, углерода, азота и т. д.). Несметное количество бактерий помогает разложению белковых ве- ществ, усвоению почвою органических остатков и дальнейшему образованию белковых веществ в животных организмах и т. д. Бесчисленное множесто неиз- меримо-малых существ производит в природе в разных переходных формах ко- лоссальную работу. Такова сила масс в природе. Такова же сила масс в соци- альных движениях, в человеческом обществе. Еще можно заметить, что, на- пример, германская наука отличается изумительным богатством своих дости- жений вследствие того, чго в Германии широко организовано массовое вспо- могательное сотрудничество. Массы собирают материал и анализируют. Высо- коквалифицированные специалисты его синтезируют. В отличие от Германии советское краеведение опирается не на интеллигентские массы, а на рабоче-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2