Сибирские огни, 1928, № 1

с полной ясностью признают, что плановые органы имеют «бесспорное право формулировать очередные задания, вытекающие из хозяйственных планов и гюдлежащие исследованию». В этом все дело. Дальше признания этою права плановые органы не идут. Управлять наукой, внутренно конструировать на- учную работу они не собираются. Но приспособлял!, науку к потребностям государства обязаны обе стороны. При этом под приспособлением науки нужно понимать постановку плановыми органами заданий, а не выбор методов иссле- дования или, тем более, не стремление влиять на выводы. Наука развивается диалектически. Неустанно она движется вперед под влиянием сложных переплетений и разрозненных фактов текущей действи- тельности или того, что было в прошлом. Ни в какой форме к ее развитию не приложима теория «самозарождения». Понятно, что не всякое отражение дей- ствительности на экране научного мышления отвечает актуальным задачам хозяйственного строительства. Поэтому в научном творчестве приходится разграничивать чистую науку от прикладной. Первая изучает причинные свя- зи между явлениями, углубляется в изыскание каузальных зависимостей. Вто- рая поглощена целевыми установками и приспособлением к ним истин и выво- дов, добытых чистой наукой. Таким образом, прикладные науки проверяют теории посредством широкого опыта, накопляют новые факты для их под- тверждения и вместе с тем дают материал для погребения господствующих идей и построения новых теорий. Вот почему А. И. Герцен писал, что без нау- ки научной не было бы науки практической. Вот почему известный анатом проф. Вальдейр при вступлении в должность ректора Берлинского универси- тета около 30 лет тому назад в традиционной для этого случая торжественной речи заявил: «Можно относиться с полным уважением к техническим и про- фессиональным знаниям, но не надо никогда забывать, что источник их пре- жде всего лежит в научных успехах и при том тех отраслей знания, которые непосредственно не считаются практическими». Всякая научная работа заслуживает полного уважения, потому что каж- дая научная истина со временем воплощается в жизнь и приносит свою поль- зу. Например, известная периодическая система элементов проф. Менделеева представляла собою длительный процесс чистого научного творчества. Но она дала научное обоснование для отыскания новых элементов. Отчасти сам тво- рец ее, отчасти последующие ученые, пользуясь ею, сделали целый ряд откры- тий. Значение, подобное периодической системе проф. Менделева в химии, для ботанической селекции имеет два закона, сформулированные проф. Ва- виловым, а именно: закон гомологических рядов и наследственной измен- чивости и закономерность в распределении географических центров формо- образования культурных растений. Благодаря этим открытиям, в результате многолетней теоретической работы, практики-селекционеры получили широ- кую возможность вырабатывать определенные сорта злаков. Изучение цветного луча начинается еще со времен Ньютона (1666 г.), но, спустя 200 лет, в результате теоретических изысканий проф. Роберт Бунзен дал в руки ученых и практиков изумительное средство в виде спектороскопа, при помощи которого оказалось возможным определять физический состав неизвестных тел и веществ по линии их спекторов. При помощи этого инстру- мента подошли к определению химического состава небесных светил, скоро- сти их движения, их возраста, времени обращения вокруг других светил, со- става крови, наличия окрашивающих веществ в пиве и анилиновых красок в вине, определения разных алкалоидов или отдельных производственных момен- тов при бессемеровании стали и т. д. Бывшая сельская учительница из под Варшавы Мария Кюри, работавшая со своим мужем над лучеиспускательной способностью урановых соединений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2