Сибирские огни, 1928, № 1

Валовая н а р а б о т ка крупного государственного сектора увеличится на 1015 проц., в то (время, как выработка мелкой и кустарной промышленности поднимется на 250 проц. Производительность труда повысится на 281 проц., число рабочих увеличится на 215 проц., и заработная плата почти удвоится. Себестоимость промышленной продукции снизится на 27 проц. (от 13 проц. в винокуренной промышленности до 51 проц.—в стекольной). Вследствие индустриализации, резко выразится активность баланса Сибкрая. В 1925-26 г. привоз в Оибкрай промышленной продукции составлял 66.099 тыс. довоенных рублей при вывозе на 6.493 тыс. руб. К 1941 году проектируется привое на 69.717 тыс. довоенных руб. при вывозе на 95.778 т. довоенных рублей. Иными словами—активный баланс составит 26.061 милл. довоенных рублей. Сельско-хозяйственной продукции к концу планового пе- риода поступит к вывозу 3.608 тонн на 277.008 тыс. довоенн. руб., вместо вывоза в 1926 году 739 тонн на 42.597 тыс. руб. Особенно преобразится административный центр Сибкрая—г. Новоси- бирск. Он превратится в крупнейший индустриальный центр. Население си- бирской столицы в 1941 году превзойдет 500 тыс. душ. В ней будут сосредо- точены крупнейшие промышленные предприятия края: самый мощный масло- бойный З Э Е ОД на 24 пресса, самый большой кожевенный завод на 450 тысяч крупных кож, обувная фабрика на 3 миллиона пар, льно-ткацкая фабрика на 9 тыс. веретен, хлопчато-бумажная фабрика на 150 тыс. веретен, сахаро-ра- финадный завод на 3 тыс. берковцев суточной производительности, крупный завод сельско-хозяйственного машиностроения сложных уборочных машин, крупный лесопильный завод и деревообделочная фабрика. Кадры пролетариа- та увеличатся в Новосибирске в несколько раз. Они будут превосходить со- временное число рабочих цензовой государственной промышленности всего края. Генеральный план развития народного хозяйства Сибкрая не во всех частях разработан полностью. Некоторые крупнейшие вопросы требуют дальнейшей проработки. Сюда относятся: Сибирская сверхмагистраль, коло- низация, лесное хозяйство, сельская электрификация и некоторые другие. Основным вопросом хозяйственного развотия Сибири является преодо- ление расстояния. При существующих транспортных условиях Сибирь отброшена, по крайней мере, на 3 тыс. верст от всех рынков сбыта и снаб- жения. Кроме того, она уже и сейчас переросла имеющиеся для сибирских грузов выходы через Урал. Дальнейшее развитие сибирского хозяйства не- осуществимо без сооружения сверхмагистрали, или такого железно-дорожцо- го сообщения с еврпейской частью Союза, которая может обеспечить сво- бодные выходы массовых сибирских грузов (зерна, каменного угля, лесомате- риалов, масла и др.) по низким тарифам. Проведение сверхмагистрали как бы приблизит Сибирь к Волге. Вместе с выгодами это создает некоторую опасность. В довоенное "время сибирское сельское хозяйство болезненно обнару- жило кризис системы полеводства. Оно стало оправляться, стихийно приняв уклон в сторону животноводства. Для укрепления этого направления совет- ская класть ведет планомерный курс на травополье. Но случайные заминки и просчеты в области хлебозаготовок и соблазн перебросить по будущей сверхмагистрали большие потоки зерновых грузов способны навести на ста- рые мысли о расширении зерновых посевов. С рыночной точки зрения, это может принести временную пользу и на несколько ближайших лет поднять рентабельность крестьянского хозяйства. Но вскоре же неизбежно обнару- жатся кризис, так как зерновое хозяйство сибирского крестьянина в боль- шей степени зависит от естественно-исторических условий, чем от рыночных.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2