Сибирские огни, 1928, № 1

ГАМИН а ) (выходит на сцену китайский чиновник, ставленник Сюй-ши- чана, до того был в должности консула в Улясутае. Одет в военную форму гоминдановцев). В Улясутае я нахожусь по назначению Китайского правительства. Мною получено извещение через прибывшего из Урги сановника. Наш (великий) блистательный главнокомандующий Сюй- ши-чан 4 ) договорились с монгольскими князьями Хутух- той°) о<5 упразднении автономий. Об'являю Монголию подчиненной непосредственно цен- тральным законам и управлению Китая. На основании вышеизложенного, предлагаю сановнику Посту-бейле сдать печать") и дела вновь назначенному Сюй-ши-чаном правителю. ПОСТУ-БЕЙЛЕ. Я не имею приказа и извещения о случившемся от мо- его монгольского правительства. Ваши слова—для меня не закон Печать и дела сдать отказываюсь. ЕРДЕНИ-ВАН ДЖАМИНДОРДЖИ 7 ) (выходит на сцену вновь назначен- ный Сюй-ши-чаном монгольский князь, китаефил, прибывший из Урги в Уля- сутай на смену Посту-бейле). Посту, что вы ждете? Подчиняйтесь—сдавайте печать и дела. ПОСТУ-БЕЙЛЕ. Да, выходит так, что мне, боровшемуся при всенарод- ной поддержке и сочувствии за монгольскую независи- мость, приходится смириться и передать власть подлому ' ) Гамин. Монголы слово «гоминдан» произносят сокращенно «гамин». Слово это в Монголии вошло в употребление после 1911 г. Новые китайские консулы и их конвои, приехавшие в Монголию после Кяхтин- ского тройственного соглашения, резко отличались от старых манчжурских ставлен- ников. Последние носили длинные косы и халаты, широкие манчжурские курмы (куртки); новые китайцы были без кос, в европейских костюмах. Всех европеизированных китайцез монголы и стали называть «гамин», т.-е. младокитаец, совершенно независимо от того, принадлежит ли данное лицо действи- тельно к Гоминдану или нет. 4 ) Сюй -ши-чан —китайский генерал, командовавший экспедиционным корпусом в Урге, упразднил автономию Монголии, диктаторствовал до самого прихода Унгер- на—до конца 1920 г. ®) Хутухта —святитель-перерожденец ламайской церкви. ' ) У монголов во времена уделов печати удельные и другие являлись святы- ней, хранились у князя на божнице. Такие печати в свое время были получены мон- гольскими князьями от манчжурских императоров. Печати эти выкованы из чистого серебра, весом до пяти фунтов каждая. Ручка печати делалась в виде тигра (эмблема феодальной власти), на нижней стороне было выгравировано на монгольском и манч- журском языках название удела. Такие печати передавались из рода в род по наследству; каждый раз утверж- дался владелец печати манчжурским императором. Другие печати—по назначению Пекина. После провозглашения независимости Монголии в 1911 году монгольское пра- вительство все манчжурские печати собрало. Взамен наградило нозыми с соответ- ствующими новыми монгольскими эмблемами. Значение же осталось прежнее. Новые печати были такого же веса и серебряные. Только теперь, после 1921 года, монгольское народно-революционное правитель- стзо, упразднив феодализм и касту князей, собрало все серебряные печати, взамен разослало медные небольшого размера. т ) Ердени-Ван-Джаминдорджи—китаефил, князь того же Цецерлин-Мандальско- го аймака. Удел его был к югу от Улясутая; теперь называется Богдо-хаерахан-хошун.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2